Алина Мосина
Педаспекты моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом особенностей организма у лиц с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание является важным компонентом образовательного процесса в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Однако до сих пор оно остается ориентированным на детей, не имеющих отклонений в развитии речи, что серьезно затрудняет работу инструктора по физической культуре, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются сопутствующие нарушения моторного развития, недостаточный уровень физической подготовленности и развития функциональных систем, недоразвитие психических функций, поведенческие отклонения.
Публикация «Педаспекты моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом особенностей организма у лиц с нарушением речи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Перед педагогами по физической культуре встает целый ряд проблем в решении задач коррекционно-оздоровительной направленности. Поэтому сегодня особо остро встает вопрос взаимодействия всех специалистов детского сада компенсирующего вида (логопедов, психологов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, воспитателей) в осуществлении комплексного подхода к педагогическому процессу в дошкольном учреждении.
В системе такого взаимодействия формируется информационное поле, позволяющее инструктору по физической культуре осуществлять оздоровительно-коррекционную направленность образовательного процесса в соответствии с особенностями развития детей.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Детям также присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, например перекатывание мяча с руки на руку, передача его небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживаются замедленность, застревание на одной позе.
У детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам.
Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено.
По степени сформированности двигательных навыков дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).
Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.
Одной из основных задач является создание условий для правильного физического развития ребенка, а также обеспечение оптимального режима двигательной активности. Что способствует своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определенных двигательных умений периодов, в том числе по развитию речи ребенка.
Работа по физическому развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предполагает решение как общеобразовательных, так и коррекционных – специальных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом инструктор по физической культуре направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Для нормализации эмоционально-волевой сферы использовать ряд рекомендаций, которые позволят уменьшить или предотвратить детскую тревожность:
• повышение самооценки ребенка;
• нельзя сравнивать ребенка, особенно если это сравнение не в его пользу; сравнение должно быть только с его собственными успехами и неудачами;
• желательно не ставить тревожного ребенка в ситуацию соревнования;
• включать упражнения, как на релаксацию отдельных мышц, так и всего тела.
Для повышения эффективности обучения детей инструктор по физической культуре использует приемы: проговаривания заданий по частям и в целом с акцентом на значимых моментах; выполнением ритмических заданий, повторением элементов действия, составляющих его основу, акцент на опорные точки действия и контрольные позы.