Табурца Елена
Эссе «Роль учителя в воспитании осознанного патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
"Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть» Н. Карамзин
«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» автор цитаты С. А. Есенин. Действительно, любовь к России, «чувство родины», Сергей Есенин считал отличительной и главной чертой своего творчества. «Родина — это все. Это — ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, ее лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от ее легкого неба, ее ветров, ее людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим ее городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это — ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим», — так определяет свое «чувство родины» К. С. Паустовский. Эти мысли, казалось бы, выразила моя душа. И я готова подписаться под каждым словом великих.
Публикация «Эссе „Роль учителя в воспитании осознанного патриотизма“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Человек приходит в мир с чувством прекрасного. Наш организм изначально наделен порядком, внутренней гармонией, своей собственной музыкой. Он уже есть совершенное музыкальное слово, даже если это слово не осознается большинством из нас. Но в ребенке необходимо воспитывать желание защитить эту красоту и человека, который живет рядом. Я родилась в Советской стране, где патриотизм впитывался с молоком матери, где дети не понаслышке знали, что такое – война, где при звуках гимна Советского Союза стыла кровь, и наворачивались слезы. Сейчас дело обстоит иначе. Можно бесконечно рассуждать и спорить о том, почему произошел этот всплеск безразличия, почему была отодвинута честь великой страны и ее народа, и почему слова «род», «родня» и «Родина» утратили свое былое значение. Можно сыпать обвинениями, уличать молодежь в низком уровне духовной культуры, в стремлении к обогащению, и в том, что они никому ничего не должны. Вопрос не в этом. А в том, что же с этим всем сейчас делать. Не в том, кто должен. А в том, что зависит от нас, что мы можем сделать. И самое главное, что могу сделать я.
Николай Михайлович Карамзин говорил: «Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». Он был прав. Стране не нужны фанатики, ей действительно необходимы люди «с ясным рассудком», грамотные, всесторонне развитые, здоровые и целеустремленные, словом, как принято сейчас говорить, «успешные». И я стараюсь воспитывать таких людей, прививая им чувство ответственности друг за друга, взращивая тем самым первые ростки патриотизма. Учу их дружить. Примеров много.
В толковом словаре русского языка - дру жба — личные, устойчивые
отношения между людьми, на
основе: симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности и понимания. В словарях и энциклопедических изданиях значение слова «дружба» - сходное. Словарь эпитетов русского языка дает множество характеристик настоящей дружбы: безграничная, беззаветная, великая, бескорыстная, близкая, большая, братская, вековая, верная, вечная, волнующая, всепобеждающая, глубокая, горячая, боевая.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
Слово, музыка, мысль, эмоции. Все здесь. Необходимо лишь направить их в нужное русло. Наш прекрасный язык, стихи и песни, несущие в себе знания наших предков – величайшая культурная ценность, основанная на боевой дружбе и товариществе. Те, кто нашел друга на войне, знают, что боевая дружба, сильная самая…знают цену этой дружбы и сумеют умереть за друга. Когда над головой рвутся снаряды и рядом падает тот, кто секунду назад дал тебе закурить, цена настоящей дружбы особая. Другом на войне может стать только человек, в котором на сто процентов уверен. На войне нельзя схитрить, здесь каждый, как на ладони. В бою сразу определяют, кто трус, кто хладнокровен и расчетлив, а кто отчаянно смел. Здесь каждый поделится последним сухарем, потому что знает, главное - остаться живым, а еда найдется. Именно эти примеры помогут заложить в ребенка зерно патриотизма. Научить его жить в согласии с другими, проявлять терпимость к людям, уважать общечеловеческие ценности. Это и была замечательная традиция великого прошлого. В русской армии на протяжении многих столетий складывалась и развивалась замечательная традиция войскового товарищества. Войсковое товарищество стремились целенаправленно развивать и укреплять в солдатской и матроской среде выдающиеся русские полководцы и флотоводцы А. Суворов, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов и многие другие. Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества А. Суворов «Сам погибай, а товарищей выручай…», писал он в книге «Наука побеждать». Солдатам русской армии по душе пришлось это высказывание. Плечом к плечу на поле брани они укрепляли могущество нашего государства, в минуты опасности выручали друг друга, вместе чтили память погибших товарищей. Эти славные традиции были продолжены последующими поколениями российского воинства. Но наиболее полное развитие они получили в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине воины нашей армии и флота показывали высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Проявлением долга и высокой чести считалось оказание помощи товарищу в трудную минуту огнем и боеприпасами, продовольствием и медикаментами, прикрытие друга в бою, вынос с поля боя раненых и убитых. На мой взгляд – высшее проявление патриотической воспитанности – это осознанное действие. Ученик должен быть способен не только рассуждать о заслугах и величии нашей родной страны, но и делать что-то, что способно все это преумножить. Так сказать, вносить свою лепту. Вся наша работа – это не только вклад от нас. Идет и обратное действо: получение благодатных эмоций от зрителя, в том числе и ветеранов. Когда мы делаем все ради общей великой цели, когда надеемся и верим, любим и прощаем, когда готовы отдать последнее, мы готовы построить нечто общее, прекрасное и могучее.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом.
Богатство и красота родной природы, вера в дружбу, запечатленные в произведениях искусства, - прекрасное средство воспитания детской души. Уроки музыкально-художественного творчества направлены на творческое развитие детей, независимо от уровня их подготовки и способностей. Это попытка установить живую связь между стихами, музыкой, иллюстрациями, картинами художников и душой ребенка без навязывания ему взрослых мыслей.
[/i]