Лана Коротяева
Патриотическое воспитание дошкольников средствами проектной деятельности
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Патриотическое воспитание имеет тесную взаимосвязь с ознакомлением детей с окружающим миром.
Проектный метод в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для воспитателя использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в дошкольной организации.
Поэтому одним из методов реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОО может быть использован - проектный.
Для достижения наиболее эффективных результатов в патриотическом воспитании дошкольников педагогами нашего сада была использована технология проектирования, ориентированная на применение имеющихся у воспитанников знаний и приобретение новых.
Педагогическим коллективом в течение пяти лет были разработаны и успешно реализованы следующие проекты по патриотическому воспитанию дошкольников : «Родословная моей семьи», «Любимая книга моей семьи», «В гостях у Нян Няныча», «Юный краевед», методические наработки которых затем вошли в программу «Северята», ставшую призером районного конкурса программ летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием среди дошкольных организаций.
Теме Великой Отечественной войны, чрезвычайно актуальной в современном обществе, способствующей объединению, сплочению нашего народа, уделено внимание в проектах : «Нет праздника главнее», «В нашем городе каждый четвертый не вернулся с фронта домой…», «Кем был твой прадед на войне?», «Я помню, я горжусь!», «Знамя Победы».
Нами были использованы различные типы проектов : творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.
Основные цели проектов - это формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому прошлому страны, к Родине. Приобщение детей через музейные экспозиции, музейные предметы к краеведению, которое является важным источником патриотического воспитания, способствует воспитанию любви к родному краю, чувства гордости за свою Малую родину. Поддержание семейных традиций, установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их семей.
Реализация проектов проходила через решение следующих задач:
• приобщать воспитателей и воспитанников к ценностям культуры;
• организовать работу дополнительного образования дошкольников по их склонностям, способностям и желанию (кружковая деятельность, привлечение к совместной воспитательно-образовательной деятельности, социальных институтов детства).
• заложить основы формирования человека и гражданина, являющегося сознательным членом, формирование духовной культуры личности ребенка в соответствии с современного общества.
• способствовать формированию традиций семьи в соответствии с национальной культурой и присоединению родителей к базовым нравственным социокультурным ценностям.
Участники проектов : дети, воспитатели, специалисты, родители,
сотрудники городской детской библиотеки, культурного Центра «Заря» краеведческого центра «Дом Няна», учащиеся школы, ветераны.
Проекты предусматривают проведение мероприятий в двух направлениях:
• совместная деятельность с детьми;
• взаимодействие с родителями, социумом.
Таким образом, метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.