Любовь Надежкина
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениям и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Важнейшие задачи:
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
1. Воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к людям, их труду, чувство гордости за достижения, воспитывает любовь и уважение к нашей Армии, чувство гордости за мужество и патриотизм воинов, и т. д.
2. Содержание работы:
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать на фотографиях;
Формировать любовь и интерес к малой Родине;
Развивать связную речь, логическое мышление.
Д/И «Узнай на фото».
Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста- ознакомление с родным городом и воспитания любви к нему.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотизм в современных условиях- это преданность своему Отечеству, а с другой- сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям- отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Взрослый (педагог и родители) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности)- значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из этого работа по нравственно- патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Воспитание уважения к труду;
4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
6. Расширение представлений о городах России;
7. Знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг);
8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Содержание работы по ознакомлению с родным городом.
Родной город. …Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них сглаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город-частица Родины.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну, населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Основные методы и приемы работы с детьми: рассказ, чтение, беседа, рассматривание картин, фотографий, экскурсии по городу.
Опыт по ознакомлению детей с родным городом.
К государственным символам России относят герб, гимн, флаг. Наша Республика Хакасия также имеет свои символы. Воспитание любви к большому Отечеству, каковым является Российская Федерация необходимо начинать с привития любви к малому Отечеству, каковым является солнечная, прекрасная Хакасия. Связывая эти символы воедино, педагог делает более сочным их восприятие у детей. Ребенок начинает ощущать духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.
При организации воспитания патриотизма на основе государственных символов необходимо использовать все органы чувств воспитанников и прежде всего включая зрительные анализаторы. Для этого на видном месте иметь специальные стенды с изображением всех символов страны и республики.
Педагогическая работа с государственной символикой основывается на учете возрастных особенностей детей, а также на понимание роли различных образных обозначений в воспитании и обучении детей и молодежи.
У старших дошкольников и младших дошкольников представления о государственных символах России и Хакасии начинают формироваться преимущественно с приобщения детей к чтению литературы по символам Отечества как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина. Каждый шаг в гражданском становлении детей отмечен встречей с государственными символами нашей Родины. Проводить беседы о гимне Российской Федерации и Республике Хакасии. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Предлагает детям прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.
Начиная воспитание патриотических чувств через геральдические символы с раннего детского возраста, неминуемо развивает уважение к своему государству. В этом возрасте ребенок эмоционально отзывчив, у него закладываются многие нравственные качества, позволяющие душе звучать в такт с совестью.