елена апокина
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
(Обобщение педагогического опыта)
Тема: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре.
-Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Работа с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственнопатриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях. Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала из следующих тематических блоков:
- блок «Моя семья» «Мой дом», «Традиции моей семьи».
- блок «Детский сад»
-- блок «Мой родной край» : «Моя малая Родина – Липецкая область»
- блок «Родная страна», «Москва – столица России».
-блок «Наша Армия». «Защитники Отечества», «День победы»
- блок «Космос»
- «Жилище и быт людей»
Знакомство детей с жилищем и бытом людей происходит в процессе посещения музея «Русская изба», созданного в нашем дошкольном учреждении, где обстановка, предметы быта, утварь помогают понять детям, что они часть великого русского народа, пробуждают душу, воспитывают чувство красоты, любознательность и создают благоприятные условия для творческих проявлений.
– ознакомление детей с народным костюмом. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных костюмов. Нарядившись, дети непосредственно впитывают художественные образы, всевозможные песенно – игровые жанры. Происходит постепенное развитие творческого потенциала детей, усвоение и накопление обширного фольклорного материала.
- Декоративно – прикладное искусство:
помогает приобщить дошкольников к прекрасному, способствует расширению кругозора и формированию эмоционально – чувственной отзывчивости. Особое место в ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством занимает организация ярмарок, где дети демонстрируют плоды своего творчества, используя традиции предков.
- Музыкально – танцевальный фольклор
Ни один праздник не обходится без игры, народной пляски, хоровода. Самостоятельное исполнение их детьми в группе, на прогулке, дома дает возможность проявлять свою активность в коллективе, почувствовать себя актером и плясуном, проявить ловкость и смекалку, а также способствует раскрепощению малоактивных детей, помогает им раскрыть свои личностные качества. участие дошкольников в постановке фольклорных праздников, где представлены все жанры народного фольклора. Дети с удовольствием участвуют в народных обрядовых праздниках: «Масленица широкая», «Весна – красна», «Осенины». Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры ребенка.
-Взаимодействие с родителями
Неотъемлемой частью работы по приобщению дошкольников к народной культуре является взаимодействие с родителями воспитанников, их заинтересованности, понимания важности данной темы. Родители с удовольствием собирают экспонаты для музея, изготавливают своими руками стилизованные народные костюмы, участвуют в совместных экскурсиях, мастер – классах. Также являются участниками выставки «Город мастеров», помогают в изготовлении атрибутов, творческих заданий.
- Взаимодействие с педагогами
В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности :
- Оформили уголок нравственно-патриотического направления «Моя Родина - Россия» : который включает: символику России и Липецкой области (герб, флаг, гимн);, кукол в национальных костюмах, музыкальные инструменты, художественная и методическая литература.
- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Знатоки символов России», «Космос», настольные и печатные игры «Профессии», «Зоологическое лото»
- оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Профессии наших родителей», «Русская матрешка», «Липецкая область и её достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Знаменитые люди России»
- оформили макеты «Русская изба», «Космодром», мини-музей «Мир России в куклах и игрушках», «Сказки нашей родины».
- подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование в своей работе данного материала в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.