Зарубина Нина
Патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Несколько лет назад среди родителей и некоторых воспитателей наблюдалось стремление пораньше научить детей читать. Чаще других родители задавали в детском саду вопрос, а будите ли вы учить детей читать? Сейчас эти дети учатся в начальной школе, и родители столкнулись с проблемой: дети не хотят читать, им это не интересно. Как же так, недоумевают родители, они же так рано научились? Чтобы понять причины такого явления, нужно, прежде всего, понять, – что же такое чтение.
Публикация «Патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Чтение – это способ получения информации из книг. Но только ли книга является источником информации. Ведь большинство детей до 5 лет не умеют читать, однако если сравнивать объем полученной в разные возрастные периоды информации, то больше всего ее ребенок усваивает в дошкольном детстве. Что же является ее источником. Ответ на этот вопрос довольно прост. Ребенок получает информацию из окружающего его мира, а основным способом получения этой информации является наблюдение. Очень важно учить ребенка наблюдать, анализировать увиденное, делать выводы, задавать вопросы. Это развивает познавательный психические процессы детей и их познавательный интерес. А познавательный интерес является основным условием для дальнейшего успешного обучения. Иначе говоря, необходимо сначала научить ребенка получать информацию из окружающего мира, а уже затем можно учить его получать более подробную информацию из книг (т. е. учить читать).
Значит, в дошкольном возрасте дети должны много наблюдать. Основным объектом наблюдения – является мир окружающий ребенка во всем его многообразии.
Важной частью этого мира является родной город (деревня, поселок). В нашем случае это город Гатчина.
Гатчина является уникальным городом, это не для кого не секрет. Этот город очень интересен для изучения т. к. в нем очень много интересных, красивых мест и исторических памятников, сложных построек.
Изучение всего этого положительно влияет на интеллектуальное развитие, эстетическое развитие детей, а также на их воспитание.
Рассматривая различные городские здания, наблюдая за уличным движением, ребенок усваивает различные знания. Изучая памятники, архитектуры ребенок развивает свой эстетический вкус. Чем больше ребенок узнает о родном городе тем больше чувство гордости за свой город он испытывает. Это положительно влияет на патриотическое воспитание дошкольника.
Уже 20 лет я использую в планировании своей работы модель пятиступенчатой интеграции Д. И. Воробьёвой из программы «Гармония развития». Ознокомление детей с городом Гатчина также строится по этой модели. Первая и основная ступень этой модели называется – «Увидеть в реальном мире». А так как реальный мир, окружающий наших детей – это Гатчина, то изучение Гатчины является приоритетной задачей нашей работы. Этой задаче подчинены все остальные задачи. На второй ступени «Увидеть в изображении» мы рассматриваем и анализируем различные изображения Гатчины. На третьей ступени «Услышать» - мы знакомимся с музыкальными и литературными произведениями о Гатчине, слушаем звуки города. На четвёртой ступени «Обыграть» мы играем в различные краеведческие игры. И на последней пятой ступени «Изобразить» мы создаём различные творческие работы по Гатчинской тематике. Когда все пять ступеней пройдены, у нас накапливается очень много материала. Разумеется детям очень хочется поделиться им с другими. Поэтому мы устраиваем различные выставки, презентации, игры, на которые приглашаем детей других групп, учеников и педагогов школы №4,.
За время работы по этой теме мною были разработаны:
перспективный план для всех возрастных групп,
маршруты экскурсий для всех возрастных групп,
конспекты занятий, сценарии праздников и других мероприятий,
авторские дидактические игры,
Краеведческая игра-ориентирование «Люби и знай свой край»
книга: «Моя милая добрая Гатчина!»,
рабочие тетради с заданиями по краеведению,
книга: «Стихи о Гатчине»,
книга: «Гатчинская азбука»,
книга: «Дидактические игры о Гатчине»
Эти материалы часто используются воспитателями МБДОУ «Детский сад №23 комбинированного вида» и учителями начальной школы №4. Часть материалов вошла в книгу обобщенного опыта по краеведению воспитателей г. Гатчина «Знакомим с городом играя».
В 2012-2013 учебном году нашей группой были организованы проекты:
1. «Краски осенней Гатчины». Результатом этого проекта стала выставка рисунков с одноимённым названием. Три картины с этой выставке были представлены на конкурсе «Осенняя зарисовка» сайт «Рыжий кот» и получили дипломы 2 и 3 степени.
2. «Он защищал Гатчину» о подвиге танковой роты З. Колобанова. Результатом этого проекта стала сценка «Военный совет З. Колобанова», представленная на фестивале «Путь к Победе», проводившимся в МБДОУ в мае 2014 г.