Ольга Владимировна Бурмистрова
Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников как ресурс повышения качества образовательной деятельности
Методическая разработка
«Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников, как ресурс повышения качества образовательной деятельности.»
О. В. Бурмистрова, воспитатель,
МАДОУ детский сад «Страна чудес»,
структурное подразделение – детский сад № 37 «Лесная сказка»,
г. Новоуральск
«Сотрудничество является ключевой частью успеха любой организации, осуществляемой посредством четко определенного видения и миссии и основанной на постоянном общении»
Современный воспитательно-образовательный процесс в детском саду представляет собой взаимодействие педагогов, воспитанников, родителей.
Публикация «Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников как ресурс повышения качества образовательной деятельности» размещена в разделах
От того, насколько грамотно будет организован этот процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений, как один из базовых принципов дошкольного образования.
Понятие «содействие» в «Большом толковом словаре русского языка», автор Д. Н. Ушаков трактуется как «совместное действие, соучастие, помощь, поддержка в чем-либо».
Л. С. Выготский отмечал, что «… совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой – делать то, что интересно».
Содействие и сотрудничество детей и взрослых предполагает активное взаимодействие всех субъектов образовательных отношений. Ребенок в содействии и сотрудничестве с педагогами и родителями развивается как личность, расширяет свой субъектный опыт.
«Не рядом, не над ним, а вместе!» - основной постулат позиции педагога.
Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм эффективного взаимодействия с семьями воспитанников со стороны детского сада. Это и послужило основанием для разработки плана сотрудничества с семьёй.
Разработанный план взаимодействия с семьями воспитанников включает следующие блоки:
- мотивационно-целевой
- деятельный
- результативный
Результативными формами сотрудничества с семьей, стали совместно-деятельные и досуговые, такие как: мастер-классы, творческие и трудовые мастерские, семейные старты, литературные витрины, выставки семейных ценностей, игротеки.
Раскроем некоторые из них.
Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями стали мастерские для мальчиков и девочек.
Творческая и трудовая мастерская – территория партнерского взаимодействия: одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным пространством общения для детей и родителей.
Для девочек в нашей группе активно функционировали:
-швейная мастерская, где мама одной из воспитанниц учила девочек пришивать пуговицы и набирать петли на вязальные спицы. Сколько было восторга и восхищения, когда у девочек получились первые вязанные закладки, которые, кстати, они подарили мальчикам!
-кондитерская мастерская, на которой постигалось искусство изготовления различных сладких лакомств, впоследствии которые съедались с удовольствием детьми и взрослыми за чашкой чая.
-творческая мастерская: где велась работа с бумагой, бисером, разным бросовым материалом. Данная мастерская направлена на развитие у девочек творчества, фантазии, познание свойств различных материалов, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Для мальчиков в нашей группе действовали:
-мастерская плотника: где мальчики приобретали первичный практический опыт с предметами труда, настоящими инструментами и оборудованием. Сколько было гордости в глазах мальчишек, когда они держали молоток и забивали, пусть пока не совсем умело, гвозди! И слова папа Артёма подобрал правильные: «Я в тебя верю, у тебя получится!»
-автомастерская: в данной мастерской мальчики изготавливали макеты разных марок машин, узнавали, что такое поршень и карданный вал, чем отличается кроссовер от хэтчбека, какие дорожные премудрости надо знать будущему водителю.
-«Профи – мастерская»: проводится в формате «Встреч с интересным человеком». На данной мастерской мальчики познакомились с профессией спасателя и обучались безопасному поведению в экстренных ситуациях.
Алгоритм проведения мастерской:
- создание благоприятного настроя на совместную деятельность (использование внешних стимулов, проблемных ситуаций);
- поиск ресурсов для организации мастерской (поддержка родительских инициатив);
- организация предметного пространства: выбор места, материалов, схем, алгоритмов, альбомов);
- проведение мастерской;
- демонстрация продуктов деятельности; - «Доброе слово». Обязательно публично поблагодарить участников мастерской (разместить благодарственное письмо в приёмной группы, на сайте детского сада, продемонстрировать продукты совместной творческой деятельности другим родителям.
Игротеки – это открытая, активная форма взаимодействия: «родитель - ребёнок - педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива, а педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, и обучает его некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком; с опорой на имеющиеся педагогический опыт и возможности родителей.
Каждая игротека проходит по определённой теме. На игротеку приглашаются желающие родители с детьми.
В практику взаимодействия ввели «Игротеку выходного дня», когда дети могут взять любую игру, игровое пособие на выходной день домой.
Родителям предоставляется возможность поиграть с ребёнком дома, заметить возросшие игровые возможности сына или дочки.
…У нас возникла идея составить вместе с детьми «Письма доверия», как стимул для подтверждения успешности родительской роли, вовлечение воспитывающих взрослых в жизнь ребёнка.
Вот один из примеров такого письма:
«Письмо моему папе»
«Папа, я тебя очень люблю и хочу быть похожим на тебя, ведь ты – настоящий мужчина. Мне нужна твоя помощь и поддержка.
Мне очень нравится, когда мы вместе читаем книги, гуляем, играем, что-то мастерим. Но часто бывает так, что у тебя не хватает времени побыть со мной. Ты мне нужен, ПАПА!
Твой сын.»
Нам хотелось бы верить, что папы и мамы, прочитав это письмо, поняли, как они нужны и важны своему ребенку.
Интересной формой творческого сотрудничества взрослых и детей является создание буклуков.
Буклук – это книжный натюрморт, портрет книги. Это творческая композиция, центральным элементом которой является книга. При этом используются самые различные выразительные средства, атрибуты и элементы декора, которые ярко раскрывают содержание книги и побуждают к чтению. Дословно от английского «book» – книга и «look» – образ, вид, взгляд.
Буклуки или книжные натюрморты стали одним из увлекательных семейных видов творчества, который популяризирует книги и чтение, помогают раскрыть основную мысль, женский или мужской образ в произведении.
Одним из результативных форм взаимодействия является организация «Клуба путешественников», как модуль центра «Познаем мир».
-Что же это такое «Клуб путешественников»? Как он организован и чего все началось?
С чего началось? … В один из дней, Глеб принес из дома компас и рассказал, как они вместе с папой совершили небольшое путешествие по Уралу. Их удивили и восхитили уральские горы, реки, леса! Мальчик несколько дней делился своими впечатлениями.
Что изменилось в среде?. Мы поддержали интерес ребенка и вместе с детьми организовали «Клуб путешественников» (как модуль центра «Познаем мир»). Предметное содержание модуля: фуражки пограничников и других представителей военных; бинокли, увеличительные стекла; рыболовные крючки, фотоальбомы.
Какой результат?. У каждого мальчика появилась возможность принести интересную вещь папы или дедушки, поделиться семейными традициями.
Одна из любимых традиций группы «День чудес»: может проходить в формате развлечения с участием родителей. Может иметь определённую тематику или посвящён определённому событию; это может быть сюрпризный момент, появление новой игры или необычной вещи в группе, квест-карт с разными маршрутами для мальчиков и девочек.
Становление партнерского взаимодействия с семьями воспитанников, как ресурса повышения качества образования достигнуто посредством:
-проектирования совместного плана сотрудничества с родителями, с учетом установок, потребностей, интересов семьи, направленного на разностороннее развитие ребёнка;
-актуализации эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих непосредственному включению родителей в воспитательно-образовательную деятельность, поддержке образовательных инициатив семьи;
-участия детей и родителей в творческих выставках, конкурсах, акциях различного уровня для создания единого образовательного пространства семьи и детского сада, направленного на формирование общей культуры личности ребёнка, развитию его социальных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Общеизвестно, что приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей - одна из важных задач стандарта.
Взаимодействие с семьёй является условием успешности решения обозначенной цели профессиональной деятельности.