Сливина Юлия Николаевна
««Палочки Кюизенера-как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»»
▼ Скачать + Заказать документы
1-3 слайд. На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Наблюдение за образовательным процессом позволило мне сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы мне необходимо было многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволит «через руки», в доступной детям форме подвести к пониманию различных абстрактных понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.
4 сайд. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
5 слайд. История возникновения методики
Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога и математик Джорджа Кюизенера (1891-1976, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме.
6 слайд Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.
7 слайд Палочки представляют следующие классы чисел:
- Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками.
- Класс красных чисел – числа кратные двум
(2, 4, 8). Это палочки розового (2,
красного (4, бордового (8) цветов.
- Класс синих чисел – числа, кратные трём
(3, 6, 9). Это палочки голубого (3,
фиолетового (6, синего (9) цветов.
- Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти
(5, 10). Он представлен палочками
жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.
- Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета.
8 слайд Помимо явной эффективности обучения методики, палочки задействуют еще ряд пограничных областей: способствуют развитию поисково-исследовательских действий, развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку. Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
9 слайд Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития познавательно-исследовательских способностей детей с использованием палочек Кюизенера.
Задачи:
Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
Осваивать прямой и обратный счет;
Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
Помочь овладеть арифметическими действиями - сложение, вычитание;
Научить делить целое на части и измерять объекты;
Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к конструированию и моделированию
В основу образовательной деятельности положены следующие принципы:
— принцип развивающего образования - деятельностно-ориентированное обучение;
— принцип необходимости и достаточности решения поставленных задач только на необходимом и достаточном материале;
— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей.
10-11 слайд На начальном этапе (ознакомительном) мы предлагали детям познакомиться с набором палочек: рассматривали вместе с детьми, из чего они состоят. Предлагали выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди синюю, красную и т. д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т. д.
В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей обращали на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы.
Вначале палочки использовали как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако, уже во время первых игр с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.
На этом этапе мы проводили такие игры: «Найди такую же», «Строим дорожки», «Коврик для кошечки», «Построим забор», «Построение лестниц», «Знакомство с понятием «один – много», «Знакомство с понятием справа – слева, верх – низ».
В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров.
12-15 слайд Второй этап работы с палочками Кюизенера.
По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных мною (воспитателем); проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей.
16 слайд Третий этап работы с палочками Кюизнера.
Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению. Каждая задача, встающая перед ребёнком – это проблема, которую он решает через деятельность, получая огромное чувство удовлетворения от причастности к маленькому открытию, которое он сделал самостоятельно.
17-22 обзор слайдов
Вывод : Таким образом методика Кюизенера -универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в младшем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку. С помощью волшебных палочек дети научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своем герое. Большой интерес вызвало конструирование по образцам и на рабочих листах. С помощью этих заданий дети учились использованию системы координат, умению переносить на схему свои собственные замыслы. Эти игровые задания способствовали развитию исследовательских умений, творчества, фантазии и воображения.
Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера разнообразило процесс развития познавательной активности детей группы и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились отстаивать свое мнение, стали более инициативные и самостоятельны в получении новых знаний.
Перспективы.
Наши перспективы на будущее заключаются в том, что работу в данном направлении мы будем продолжать с целью формирования математических представлений с помощью палочек Кьюзенера.