Татьяна Самсонкина
Пальчиковый театр «Топотушки» как средство развитии речи и словаря детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковый театр «Топотушки»
как средство развитии речи и словаря детей раннего возраста»
подготовила: воспитатель первой младшей группы
МДОУ «Детский сад №126» г. Ярославль
Самсонкина Т. В.
Публикация «Пальчиковый театр „Топотушки“ как средство развитии речи и словаря детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить опыт по теме «Пальчиковый театр «Топотушки», как средство развития речи и словаря детей раннего возраста».
Цель: создание необходимых условий для знакомства детей с театром и развития речи детей раннего возраста, обогащение словаря.
Задачи:
1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре.
2. Продолжать расширять представления детей о сказках.
3. Знакомить с особенностями показа театра.
4. Развивать речь детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок - это сделанные из картона, ткани разной плотности или вязаные куклы-актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии.
Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.
Для маленьких детей делали простую игрушку - «зайчик на пальчик». Его основу изготавливали из квадратного лоскутка, сворачивая жгутом особым образом. Заготовку сгибали пополам, а затем обматывали ниткой, формируя кольцо, в которое просовывали пальчик ребенка. Затем обозначали мордочку зайца, а концы лоскутка оставались торчать задорными ушками. Игра с таким зайчиком помогала укреплять пальцы и руки малыша.
Детям чуть постарше мастерили бойцов с мешочками и кукол-хороводниц в ярких платочках и широких юбках. Их крепили к круглым палочкам, создавая красочный хоровод. А чтобы кукла танцевала, палочку надо было вращать пальцами. Освоив такие движения, девочки легче обучались работе с прялкой и веретеном.
Доступная в быту – глина – также использовалась детьми в игре. Маленькому ребенку давали кусочек этого природного материала, чтобы он помял его в руках, придав форму путем тонкой, ловкой, слаженной работы пальцев.
Таким образом, еще с древних времен пальчиковые игрушки служили развитию детского творчества, были предметом детских забав и игр.
Период раннего детства – чрезвычайно интенсивный в плане развития : физического, психического, социального. Именно в раннем возрасте происходит интенсивное развитие речи, формирование словаря детей.
Большинство детей в раннем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок, дети даже одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. По моему мнению незаменимым помощником становятся игрушки пальчикового театра, которые помогают детям научиться слушать, переживать, рассказывать, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Обычно набор фигурок для пальчикового театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Он может по своему желанию создавать и переделывать.
Я выбрала для работы такую разновидность пальчикового театра- театр «Топотушки». Использую его во время театрализованных игр, на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке, во время чтения художественной литературы. Театр — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем. А пальчиковый театр – сказочный мир ребенка, который умещается на его ладошках.
Куклы-топотушки- это разновидность пальчикового театра, в котором плоскостные пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики (указательные и средние) через специальные отверстия внизу куклы и дети могут совершать «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол).
Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе, при этом ножки топают, отбивая любой ритм.
Изготавливается он очень просто. Начинала работу с простейших кукол-топотушек, нарисованных или распечатанных на принтере, с вырезанными под пальчики отверстиями. В дальнейшем я усовершенствовала наших кукол при помощи родителей, изготовили куклы-топотушки из фетра. Впоследствии были приобретены куклы-топотушки изготовленные из фанеры. Такой вид кукол более долговечен и эстетически более приятен.
Главное преимущество данного театра - в хранении. При отсутствии желания играть – просто складываем в коробку всех актеров и накрываем крышкой! Ничего не теряется, не пылится и не портится.
Как проходит работа с данным видом театра?
На первых занятиях дети знакомятся со сказкой по книжке. Одну сказку читаем несколько раз, повторяем её в течение некоторого времени с обязательным показом иллюстраций с сказкам. Затем, когда сказка становится детям знакомой, подключаем к чтению пальчиковый театр. Разыгрывая сказку, дети отвечают на простые вопросы, знакомятся с куколками, могут самостоятельно потрогать и рассмотреть героев сказки. В следующий раз можно попробовать разыграть сказку по ролям. Нельзя принуждать детей к игре. Лучше, чтобы воспитатель начал игру сам, а через некоторое время дети сами проявят желание участвовать в ней.
Даже если дети ещё плохо разговаривают, они с удовольствием играют роль своего персонажа путём звукоподражания и имитации движений пальцами. Особое внимание обращаем на интонации голоса в зависимости от героя сказки ("мышка пищит", "медведь рычит").
Речь воспитателя в данном случае должна быть чёткой, выразительной и неторопливой.
В нашей группе мы проводим театрализованно-игровую деятельность несколько раз в неделю примерно по 10 минут. Каждое упражнение проводится несколько раз, что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала малышами. В театрализации мы отбираем доступные по содержанию, небольшие по объё му тексты: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь». Дети охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их. Они могут «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая целые фразы.
В чём польза кукольного пальчикового театра?
Такая игра способствует развитию мелкой моторики, стимулирует общее развитие ребенка, помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие, развивает способность ощущать, воспринимать, анализировать. Помимо этого детям интересно строить диалоги, отвечать на вопросы, выполнять различные действия.
Разыгрывая любимые сказки, потешки, стихотворения, дети раскрепощаются, включается воображение, мышление, внимание, активизируется речь. В результате игр с пальчиковыми куклами формируются пространственные представления, развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки.
Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.