Светлана Тельнова
Ознакомление старших дошкольников с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с правилами дорожного движения
Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит, достигнута «золотая середина».
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с правилами дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Основные причины несчастий – переходы улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения. Эта задача видна в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" и обозначена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .
Задача педагогов уже в детском саду формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах. Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а использование современных информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств) в образовательном процессе дошкольного уч-реждения во многом помогает решать данную проблему. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников, формированию личности.
Результаты педагогической диагностики показали незначительную динамику в разделе по ознакомлению с правилами дорожного движения. Отмечалось недостаточно сформированные знания о основных терминах и понятиях по дорожному движению, о правилах дорожного движения и поведения на улице, и умение наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такие задачи:
Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в общественном
В процессе подготовительного этапа работы я подобрала соответствующий дидактический материал, сделала пособия, трафареты, внесла схемы, модели, альбомы, подобрала детскую литературу и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка, дополнила центр «безопасности». Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации.
К играм, которые учат детей самоконтролю, осознанному принятию решений, четкому выполнению правил, можно отнести компьютерные игры.
Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения позволили в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.
Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое НОД нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
В своей работе, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор», «Дорожные знаки в стихах», «Дорожная Азбука», «Загадки по ПДД». Наш детский сад еще не оснащен всеми современными техническими средствами, я использовала ноутбук, при проведении НОД по обучению детей ПДД.
Серия презентаций решает (охватывает большой объем) программные задачи по изучению ПДД:
светофор
виды транспортных средств, их классификация
сведения о дороге и ее главных составных частях
участники дорожного движения
группы дорожных знаков
назначение дорожных знаков и указателей, их группы
причины ДТП
дидактические игры.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
В интернете я нашла интересный сайт «Детские электронные презента-ции», адрес сайта (www.viki.rdf.ru). С этого сайта я использовала презентации и клипы по ПДД.
Презентации:
«Торопыжка» - закрепить знания детей на какой свет светофора переходить дорогу, как вести себя на улице, как называется пешеходный переход.
«Дорожные знаки» - закрепить знания детей название и значение дорожных знаках.
«Правила дорожного движения для малышей» - продолжать учить правила дорожного движения.
«Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - учить детей правилам поведения в транспорте и на остановке.
«Стой, внимание, иди!» - закрепить знания детей как правильно переходить дорогу и где. Учить правильно обходить автобус, трамвай.
При использовании ИКТ важно помнить и о здоровье ребенка, так как согласно требованиям СанПин, поэтому я контролирую время проведенное ребёнком за компьютером (не более 10 минут, после чего выполняется гимнастику для глаз.
Большую помощь в обучении детей правилам дорожного движения мне оказали развивающие CD - диски, такие как:
1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения.
2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.
3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках.
4. Нескучные уроки: ПДД для детей - программа "ПДД для детей" Веселые и красочные герои объясняют ребенку, как вести себя на дороге, и разбирают все на конкретных примерах, а материал, преподнесенный в виде смешных мультиков, помогает ребенку представлять себя на месте главных героев.
5. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и этикета.
6. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.
Понимая, что в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками. Рекомендовала им сайты (www.skyclipart.ru, www.vk.com/doshkolnik.ru, www.vospitatel.com.ru, www.5ballov.com.ru, www.900igr.net, www.ed.gov.ru, www.viki.rdf.ru). И полученные знания в детском саду и дома использовали для формирования у детей осознанности выполнения правил безопасного поведения на улицах города.
Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показала следующие результаты:
- у 57% детей сформированы устойчивые знания правил дорожного движения, с заданиями справляются самостоятельно, а 43% детей справляются с помощью воспитателя.
- сформированы навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- сформировано понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения в целях собственной безопасности.
Выводы: Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
способствует повышению качества образования;
Хотелось бы мне закончить свое выступление поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по ПДД и будем соблюдать их!
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.
6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.
7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.
8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : Издательство Скрипторий 2003», 2007.
9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.
10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.
11. «Добрая Дорога Детства» (ДДД).
12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М, 1975.
13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская Ку-бань», 1997.
14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.