Кренева Татьяна
Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с природой родного края (знакомство с заказником)»
Пояснительная записка к НОД
УМК: Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №177»
Тема НОД: «Ознакомление с природой родного края (знакомство с заказником)»
Тип НОД: интегрированное
Возрастная группа : старшая
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Ознакомление с природой родного края (знакомство с заказником)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Место НОД в изучении темы: В качестве регионального компонента в МБДОУ №177 выступает программа Л. И. Мельниковой «Развитие личности дошкольников средствами народной культуры и этнографического компонента». Данная программа нацелена на духовно-нравственное развитие детей, сохранение традиций народной культуры. Разработан цикл НОД «Люби и изучай свой край», который знакомит дошкольников с историей родного края, его достопримечательностями. НОД «Знакомство с заказником» является частью данного цикла, закрепляет знания детей о природе Ивановского края, знакомит с памятниками культуры.
Цель НОД: Формирование представлений детей о заказнике и его обитателях. Воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы.
Задачи приоритетной образовательной области.
Познавательное развитие :
• Расширять представления детей о природе Ивановской области.
• Дать представление о заказнике и его обитателях.
• Развивать любознательность и познавательную активность.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие:
• Воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
• Формировать интерес к общению между взрослыми и детьми.
• Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками, умение выслушивать их.
Речевое развитие:
• Формировать грамматически правильную речь посредством умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными в роде и числе и используя их в речи.
• Обогащение словаря путем введения в речь новых слов: заказник, егерь.
• Развивать связанную речь, умение отвечать на вопросы полным ответом.
• Развивать интерес к художественному слову: стихотворениям, загадкам, пословицам, поговоркам.
• Овладение речью как средством общения через формирование умения доказывать свою точку зрения.
Физическое развитие:
• Способствовать приобретению опыта в двигательной активности.
• Развивать артикуляционный аппарат при выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастики.
• Развивать произвольные движения рук.
Художественно-эстетическое развитие:
• Формировать нравственные ценности – умение сопереживать, заботиться о животных леса.
• Развивать детское изобразительное творчество. Закреплять умение изображать животных.
Предварительная работа: знакомство с растительным и животным миром Ивановского края, особенностями поведения диких животных и птиц в зимний период
Планируемые результаты НОД:
• Ребенок активно интересуется окружающим миром, особенностями природы, проявляет любознательность.
• Ребенок эмоционально откликается на переживания взрослого, а так же на героев художественных произведений.
• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
• У ребенка сформировано умение образовывать притяжательные прилагательные согласовывая их с существительными в роде и числе, и использовать их в речи.
• Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• Ребенок владеет основными движениями и может управлять ими.
Предпосылки УУД:
• Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, учавствовать в совместной деятельности.
• Познавательные : умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира, умение работать по заданному алгоритму.
• Личностные: умение оценивать свои поступки.
• Регулятивные: умение осуществлять действия по образцу.
Позиция воспитателя: МБДОУ №177 углубленно работает по программе Л. И. Мельниковой «Развитие личности дошкольников средствами народной культуры и этнографического компонента». Дети знакомятся с народными традициями, фольклором нашего края через игры, праздники и НОД. В рамках этой программы был разработан цикл НОД по патриотическому воспитанию детей «Люби и изучай свой край». Данной тематикой я заинтересовалась не случайно. Считаю ее актуальной, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому так важно помочь ребенку увидеть мир, который его окружает, познакомить с историей родного края, дать предпосылки патриотического воспитания ведь оно начинается, прежде всего, с воспитания у ребенка любви к родному дому, своей малой родине, родному краю.
Для меня важно то, что в процессе НОД у детей закрепились понятия нравственности, дети узнали о прошлом и настоящем нашего края, его природе и богатствах. У них появился интерес к его истории. Я считаю важным, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте осознал себя частью окружающего мира, почувствовал ответственность за родную землю и её будущее.
Цель применения ИКТ: внести разнообразие в образовательную деятельность, используя интересную, современную форму представления и закрепления информации для детей.
Оборудование для педагога: экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, магнитофон, аудиозапись музыки «В мире животных», письмо, толковый словарь, карта Ивановской области, корзинка с шишками.
Оборудование для детей: карточки - условные обозначения (звери, птицы, транспорт, ружье, растения, насекомые, музыка, грибы, собака, тучка, солнышко.
Содержательная часть
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть - мотивационный этап (2 минуты).
Цель: создать положительный настрой, мотивация детей на образовательную деятельность, активизация внимания. Цель: включение в образовательную деятельность
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Пусть этот день принесет вам радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга, чаще улыбаться и помогать друг другу. Ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Дети стоят вокруг воспитателя
Ребята, к нам на группу пришло письмо (воспитатель показывает конверт с условным обозначением " лес ")
Как вы думаете, откуда оно?
Хотите узнать, что в нем? Катя, помоги мне открыть конверт.
«Ребята, приглашаем вас к нам в гости в Заволжский заказник». Подпись: «Лесные жители». Предположения детей.
Ребенок открывает конверт, достаёт письмо, отдаёт воспитателю.
Основная часть - содержательно - деятельный этап (20 минут).
Цель: развивать любознательность и познавательную активность. Дать представление о заказнике и его обитателях. Обобщение имеющихся знаний, умений и навыков. Развитие умения рассуждать и логически мыслить. Цель: познакомиться с заказником и его обитателями, использовать имеющиеся знания и навыки.
Что же такое - заказник?
Где мы можем узнать, что такое заказник?
Давайте возьмем словарь и посмотрим, что же это такое.
(Воспитатель берёт Толковый словарь)
Заказник – это территория, где охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи заказники, где охраняют зверей, рыбные, где охраняют рыб.
Давайте посмотрим на карту Ивановской области.
Вот наш город Иваново, а здесь располагается Заволжский заказник. Рядом находятся такие города, как Кинешма, Юрьевец, Заволжск.
Как вы думаете, это далеко или близко? Вы хотели бы побывать в Заволжском заказнике? Как это можно сделать?
Верно, давайте отправимся туда в путешествие.
На чем туда можно добраться?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что лучше отправиться на автобусе)
Тогда занимайте свои места. Посмотрите, как красиво за окном.
Ребята, давайте вспомним зимние народные приметы?
Слайд №1 (дым столбом)
Дым столбом, на небе звезды -(к морозам).
Слайд №2 (синица)
Синица в небе - (зима на дворе).
Слайд №3 (снегирь)
Снегирь поет зимой - (на снег, вьюгу).
Слайд №4 (зима)
Зима снежная – лето дождливое.
Какие же вы молодцы!
Слайд №5 (сосновый бор)
Вот и мы в заказнике, а проще говоря, в лесу.
Что мы видим вокруг?
Каких деревьев здесь много?
Этот лес называется сосновый бор. Замечательное свойство сосны - способность очищать воздух. Это дерево здоровья. Воздух в сосновом бору считается целебным. В хвое сосны содержится много витамина С.
Давайте прислушаемся. Что мы слышим в лесу?
Давайте вдохнем глубоко. Что вы чувствуете?
Кругом лежит снег и так холодно, давайте подуем на ладошки – погреем их немножко. Предлагаю набрать побольше воздуха за щечки и попробовать отогреть их.
«Мы смеялись, мы играли,
Ну а ручки замерзали –
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть.»
Согрелись немножко? Предлагаю вам присесть и немного отдохнуть.
Ребята, в этом лесу действительно обитают лисы, зайцы и даже медведи. Увидеть животных очень трудно, они пугливы и осторожны. Но их пребывание здесь можно узнать по следам.
На снегу следы - как книжка
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка -
Пишут все. А ты читай!
Давайте, ребята, попробуем определить какой лесной житель оставил здесь свой след?
Слайд №6 (следы лисы, слайд №7 (следы зайца, слайд №8 (следы лося, слайд №9 (следы птицы, слайд №10 (следы белки)
Чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? Почему? (следы медведя, ежика)
Но животные еще и любопытны, они боятся, не подходят. Дети высказывают свои предположения.
Проговаривают новое слово «заказник»
Дети подходят к карте и рассматривают ее
Ответы детей
Ответы детей
Дети садятся в предполагаемый автобус
Продолжают пословицу, опираясь на ранее полученные знания и опыт
Дети проходят на ковёр, рассматривают изображение
Ответы детей (деревья, много снега….)
Ответы детей
Дети слушают.
Высказывания детей (звуки ветра, стук дятла)
Ответы детей (морозный воздух, пахнет сосной)
Дети дуют на ладошки, делают дыхательную гимнастику
Дети садятся полукругом на стульчики.
Дети слушают.
Дети рассматривают следы, высказывая свое мнение
Ответы детей.
Фронтальная игровая деятельность.
Дидактическая игра «Кто спрятался?».
Цель: развитие внимания, умение образовывать притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными в роде и числе. Цель: тренировка зрительного внимания, закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные.
Слайд №11 (заяц спрятался)
(Воспитатель предлагает узнать животное, которое спряталось в лесу, дает образец образования притяжательного прилагательного).
Например: «Это уши зайца, значит они чьи? Заячьи. Это нос зайца, значит он чей?»
Слайд №12 (лиса спряталась, слайд №13 (белка спряталась)
Далее дети поочередно узнают животных и рассказывают по предложенному образцу про их части тела (лиса, белка).
Молодцы! Всех зверей узнали!
Слайд №14 (кабан, лось)
Люди создали этот заказник, чтобы сохранить таких диких животных, как кабан и лось, которых стало мало в Заволжских лесах. Здесь созданы все условия для их сохранения. Звери чувствуют себя в безопасности. Охота на них запрещена.
Как вы думаете, диким животным легко зимовать?
Слайд №15 (зимний, лес)
В зимнее время в заказниках люди подкармливают животных, чтобы они не погибли. Летом определенные площади заселяют овсом – это лакомство для всех животных. Кормит зверей, ухаживает за больными животными, смотрит за состоянием леса человек по профессии егерь.
Что же делает егерь?
Для чего люди создают заказники?
Как вы думаете, зачем люди охраняют животных в заказнике?
Как они это делают?
Индивидуальное и групповое проговаривание словосочетаний.
отвечают на вопросы, образовывают притяжательные прилагательные.
Дети слушают.
Рассуждают, делают выводы путём логических рассуждений.
Дети слушают. Проговаривают новое слово «егерь».
Отвечают на вопросы, делают выводы, рассуждают.
Двигательно-познавательная гимнастика.
Цель: координирование речи с движениями. Цель: проговаривание стихотворного текста и выполнение движений.
«Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь зимою
Ночью темной, снеговою.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – Мы свои».
Повторяют слова и движения одновременно.
Практическая самостоятельная и индивидуальная работа.
Д/и «Что общее?» Д/у «Без чего заказник не может существовать?»
Цель: развитие внимания, закрепление полученных представлений о заказнике. Развитие логического мышления. Цель: тренировка слухового внимания, закрепление представления о заказнике.
Давайте присядем, ребята, и с вами поиграем. Я называю слова, а вы поднимете карточку с их условным обозначением.
Лиса, заяц, барсук, медведь?
Комар, пчела, кузнечик, божья коровка?
Береза, липа, сосна, ель?
Дятел, синица, снегирь, сорока?
Воспитатель просит детей при каждом правильном ответе кивнуть головой, а при неправильном покачать. Дети проходят к столам (на тарелочках лежат условные обозначения, отбирают нужную карточку, показывают.
Индивидуальные ответы. Проверка, взаимопроверка.
Где же мы сегодня оказались.
Это Заволжский заказник.
Давайте вспомним, с какими животными мы повстречались.
«Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка,
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик,
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка,
Это мишенька - медведь,
Любит громко он реветь,
Этот – серенький волчок,
Получился кулачок,
Разожмем кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей».
У вас на тарелочках лежат зеленые круги. Давайте представим, что это заказник. Отберите карточки, и с помощью условных обозначений, попробуйте показать, без чего заказник не может существовать (звери, птицы, транспорт, ружье, растения, насекомые). Детям с высоким уровнем предлагается большее количество карточек (музыка, грибы, собака) звучит запись музыки «В мире животных»
Без чего же заказник не может существовать?
Что не положили? Почему?
Ребята, к сожалению, мы не повстречались с егерем, видно он ушел далеко в лес, обходит заказник. Посмотрите, он нам что - то оставил. Как вы думаете для чего?
Что мы можем из них смастерить?
Пора возвращаться. Что мы можем оставить в заказнике для лесных обитателей?
Занимайте свои места.
«Мы в автобусе сидим
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
В низу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щетки по стеклу шуршат,
Все снежинки смести хотят.
Колеса закрутились
Вперед мы покатились». Ответы детей (в заказнике)
Дети повторяют слова и движения одновременно, выполняя пальчиковую гимнастику.
Самостоятельная работа. Дети отбирают и выкладывают нужные обозначения.
Проверка: взаимопроверка, самооценка.
Находят корзинку с шишками.
Дети рассуждают, высказывают свои мнения.
Предположения детей.
Ответы детей.
Дети садятся в предполагаемый автобус, выполняют движения по показу воспитателя (зрительная гимнастика).
Заключительная часть - рефлексивный этап (3 минуты)
Цель: подвести итог занятия, получение обратной связи. Мотивировать и заинтересовать детей на дальнейшую деятельность вне рамок данного НОД. Способствовать снятию эмоционального напряжения. Цель: получить положительную оценку своей деятельности, ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные для каждого моменты НОД
Мы с вами познакомились с обитателями Заволжского заказника, побывали у них в гостях, в их доме, ведь лес – это дом всех диких животных. В гостях мы должны соблюдать правила поведения.
Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Заказник в Ивановской области не один, их несколько, о них мы узнаем позже.
Дети отвечают, опираясь на имеющиеся знания и опыт.
Вот и закончилось наше путешествие.
Что интересного вы сегодня узнали? С чем познакомились?
(Воспитатель подводит итоги образовательной деятельности, дает положительную оценку каждому воспитаннику.)
Дома, вместе с мамами и папами, постарайтесь нарисовать тех животных, с которыми мы сегодня познакомились в заказнике. И мы с вами сделаем книгу о животных Заволжского заказника.
Ребята, если вам было легко и интересно путешествовать возьмите со стола солнышко, а если же вы столкнулись с трудностями – тучку. Ответы детей.
Дети выбирают предмет. Если кто-то берет тучку, то воспитатель уточняет почему.
Дальнейшее развитие темы.
После завершения НОД, работа будет продолжаться и дальше в совместной деятельности педагог - ребёнок – родитель: совместная деятельность воспитателя и детей – поделка из шишек, совместная деятельность детей и родителей – рисунки животных.
Информационные ресурсы:
• С. Н. Савушкин. Зима. Издательство «Карапуз». Издательский Дом «Сфера Образования». 2016г.
• Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ. 2016.-80с
• Картинки для презентации https://yandex.ru/images/search
• Музыкальное сопровождение https://muzofon.com