Оксана Барышева
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Конспект занятия «В гостях у матрёшки»
Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством.
Задачи:
• Познакомить с жанром пословицы, скороговорки, его значением
• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении,
• Формировать умение чётко произносить, чистоговорки, скороговорки
• Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.
• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Публикация «Ознакомление с малыми фольклорными формами, Конспект занятия „В гостях у матрёшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательная область: Уточнить представления детей о жанровых особенностях. Назначений пословиц, чистоговорок, скороговорок, загадок.
Развивающие:
• Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.
• Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.
• Совершенствовать и активизировать словарь детей. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление.
• Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов.
• Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к малым формам фольклора, желание использовать их в своей речи.
• Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа.
Освоение содержания образовательных областей – познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, музыкальное, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, самостоятельной деятельности.
Предварительная работа: заучивание чистоговорок, разучивание пословиц, загадок.
Индивидуальная работа: проговаривание скороговорок, проговаривание чистоговорок.
Средства реализации: мяч, коробочка с флэшкой, рассказ Л. Толстого «Косточка» на отдельном листе, матрёшка, сундучок, изображения
коза, оса, жук, листочки для рисования, карандаши, Картинки вырезанные (Чай, щенок, щётка, чайник,чебурашка, петушок, утка, яблоко, шуба, мишка).
Коробка с игрушками (лиса, зайчик) .
Словарная работа: чистоговорка су-су-су (я боюсь осу); са-са-са (на цветке сидит оса); Скороговорки: «Хороши у бабушки, пышки и оладушки»; «В летнем душе две лягушки, лягушатам моют ушки».
Демонстрационный материал: матрёшка, сундучок.
Ход нод
Организационный момент:
Воспитатель: Посмотрите, ребята у нас в группе гости, добрые, приветливые лица. Поздороваемся с ними.
Воспитатель и дети: «Здравствуйте».
Воспитатель: А теперь поприветствуем друг, друга поиграя с мячом.
Дети передают мяч по кругу и произносят слова.
- Покатился, покатился мячик по дорожке,
Прыг – скок, прыг- скок к ребятам в ладошки.
«С добрым утром Варя!
Варя берёт мяч и передаёт его своему соседу, приветствует его по
имени.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте присядем на стульчики, красиво, ровненько. Посмотрите, что я нашла? Что это? Хотите узнать, что в коробочке? (показывает детям коробочку)
Ответы детей.
Пока это остаётся тайной. Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Тайное становится явным»?
Ответы детей.
Выслушав их мнения, обобщает (если дети затрудняются, объясняет) :
- Это значит – то, что хочешь скрыть, всё равно станет известным. Если кто – то хочет обмануть, всё равно узнают про обман.
- Ребята, настало время узнать, что находится внутри коробочки, но её мы сможем открыть, только если с ней поиграем.
Игра «Передай другому» (проводится под музыку, дети передают коробочку из рук в руки, когда музыка останавливается ребенок открывает коробку, а там флэшка с презентацией.
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: достаёт флэшку из коробки. Как вы думаете, что на этой флэшке?
Ответы детей.
Воспитатель: подключает флэшку.
1-й слайд: портрет Л. Н. Толстого
Воспитатель: Ребята, кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: Это писатель Лев Николаевич Толстой. Он писал рассказы для детей. В каждом рассказе он хотел научить чему – то всех детей. И мы с вами попытаемся догадаться чему же он хотел нас научить. Попробуем?
Ответы детей.
Воспитатель (2-й слайд) читает рассказ Л. Толстого «Косточка»,
После чего уточняет, про кого из героев рассказа можно было бы сказать пословицу. (Слайд 3)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята всякая пословица – короткая мудрая мысль народа, результат его многовекового опыта.
Воспитатель: - Ребята, кто это? Показывает матрёшку.
Ответы детей.
Воспитатель: Что она нам принесла?
Ответы детей.
Воспитатель: показывает сундучок и достаёт письмо от матрёшки.
( читает письмо: Дорогие ребята. Я уронила свой сундучок и все мои картинки, которые я в нем хранила, перемешались. Помогите мне выбрать картинки, где слышится звук «Щ» и звук «Ч».
Воспитатель (слайд-4 звуковая культура речи) предлагает разделиться на две команды, чтобы быстрее помочь матрёшке разобрать картинки. Девочки выбирают картинки со звуком «Ч», мальчики со звуком «Щ».
Воспитатель: Молодцы
Матрёшка : предлагает с ней поиграть
Физминутка:
Козонька рогатая,
Козонька бодатая. (приставляем «рожки» к голове).
Убежала за плетень,
Проплясала целый день (весело танцуем)
Ножками коза топ-топ! (топаем ножками)
Рожками коза хлоп –хлоп! (хлопаем в ладоши над головой).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что ещё в сундучке может храниться? (воспитатель достаёт из сундучка и показывает детям).
Ответы детей.
Воспитатель: (5-й слайд) Ещё можно загадать, загадку. Слушайте внимательно и узнаем, что в нем ещё спрятано
Комочек пуха
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, следующая загадка, слушаем внимательно.
Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (лиса)
Ответы детей.
Воспитатель: Загадка – это такой рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Воспитатель: Давайте попробуем сочинить загадку сами. «Вместо шубы иголки, у него короткие ножки и он скручивается клубком», а матрёшка попробует их отгадать.
(дети придумывают загадку)
Показывается 6-й слайд.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Как вы думаете, что ещё в этом сундучке? Каким способом можно узнать, что здесь лежит?
Ответы детей.
Воспитатель:слайд 7, достаёт из сундучка картинку Оса- су-су-су (я боюсь осу); са-са-са (на цветке сидит оса)
Воспитатель: слайд8, показывает картинку: Коза- за-за-за – на лугу стоит коза
Зу-зу-зу….(мы увидели козу)
Воспитатель: слайд-9 показывает картинку Жук
Жу-жу; жу-жу (я на веточке сижу)
Жа-жа;жа-жа (жили были два ежа)
Воспитатель: Ребята, а что же ещё нам принесла матрёшка в сундучке? Посмотрим?
Ответы детей.
Воспитатель:достаёт из сундучка записку? Ребята, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: прочитаем её?
Ответы детей.
Воспитатель: слушайте внимательно: «Хороши у бабушки, пышки и оладушки», ребята как вы думаете, что это?
Воспитатель: скороговорка?
Ответы детей.
Воспитатель :Молодцы. Давайте повторим 2 раза. «Хороши у бабушки, пышки и оладушки».
Воспитатель: следующая скороговорка: «В летнем душе две лягушки, лягушатам моют ушки».
Дети повторяют 2 раза. Воспитатель хорошо.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, что-то ещё есть в сундучке? Посмотрим?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а тут ещё одна скороговорка. «У нас во дворе- подворье погода размокропогодилась». Слайд -10. Давайте нарисуем рисунок к этой скороговорке.
Дети усаживаются за стол и под музыку рисуют, рисунок к скороговорке.
После того, как дети нарисовали рисунки,
Воспитатель: молодцы, давайте подарим рисунки нашей гостье Матрёшке.
Матрёшка : говорит спасибо, за помощь. Дарит нам старинную народную игру «Панас». В которую мы обязательно поиграем попозже.
Рефлексия:
Воспитатель: давайте, вспомним, как мы помогли матрёшке?
Предположительные ответы детей: слушали пословицы, загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки, играли в звуки Щ – Ч.
Воспитатель: молодцы ребята.
Следующий слайд: Спасибо за внимание.