Татьяна Бусова
«Ознакомление младших дошкольников с экологией»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома и в детском саду слушают стихи, рассказы; ухаживают за растениями на участке и подоконнике в группе. Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общине с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой - будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослого. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейший чувства любви и бережное отношение ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развития умения выделять основные закономерности.
Публикация «„Ознакомление младших дошкольников с экологией“» размещена в разделах
В младшем возрасте -это сменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе: в жизни растений и животных, от меняющихся условий неживой природы. Для того чтобы научить малыша выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними можно начинать уже с 3 года жизни ребенка. В этом возрасте развивается у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях природы. : учим различать день и ночь, состояние погоды - солнечно или пасмурно, холодно или жарко; осадки - снег, дождь; выделять свойства воды, песка, а также знакомить с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними растениями.
При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому прежде всего нужно опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Например: гуляя с ребенком, Вы обращаете его внимание на состояние погоды (посмотрите, какая сегодня теплая погода, ярко светит солнце, ему радуются птички, бабочки, цветочки.) Если пошел дождь, можно предложить ребенку подставить свои ладошки, и таким образом он почувствует холодный дождь (осенью) или тёплый (летом). Особенно детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми: наблюдение, чтение художественной литературы, игры, наблюдение, беседы. привлечь внимание ребенка к тем или иным средством и способом познания окружающего может любой сказочный персонаж, например старичок - лесовичок. Этот персонаж может приходить в гости к детям и приглашать их на прогулку в парк или на лесную полянку, приносить разнообразный природный материя: плоды, семена, листья и цветы, из которого получаются чудесные поделки. Изготовление из бросового материала не только сближает малышей с природой, но и дает радость сознания, творчества. Изготовление поделок не только сближает детей с природой, но и дает радость сознания, творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают его. Таким образом развивается восприятие ребенка, он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов. Работа природным материалом развивает внимание и мышление ребенка.
Знакомясь с растениями парка, леса, сквера дети учатся отличать деревья от травянистых растений_ у деревьев толстые и прочные стволы, у трав - тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся, ломаются. Обратить внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Почитать детям небольшие стихи, загадайте загадки.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий образный язык произведений создаёт у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, Е. Чарушина эмоционально, живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей, рыба, а также наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, грозы).Наблюдая за животными дети трех лет выделяют у них отличительные признаки, такие как Заяц - серый, у ежика есть иголки, у кошки - мягкая шерсть. Взрослый может помочь ребенку увидеть и узнать гораздо больше о внешнем виде, повадках животных их значении для человека, а так подскажет чем отличаются дикие и домашние животные. Для детей это первый шаг не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умению классифицировать объекты, опираясь на существенный признак.
Маленький человек еще не владеет знаниями какие животные дикие, а какие - домашние, не знает на что ему опираться, на внешний вид или на повадки. Как же помочь ему? Одним из наиболее привычных способов является чтение художественной литературы. Она показывает детям, как выглядят эти животные, какие у них повадки, чем они помогают человеку.
Но нельзя ограничиваться лишь чтением и обсуждением литературы, ведь дети активно познают мир и сами хотят потрогать разнообразные объекты, поиграть с ними. Тогда их представление и общение будет иметь осознанный и устойчивый характер.