Зиля Мухаметзянова
«Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Татарстана»
▼ Скачать +Заказ
«Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Татарстана»
Воспитательное значение народного искусства в детском саду.
Культуру Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского и татарского народов, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.
Публикация «„Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Татарстана“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Татарстан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенку, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, нацеленность эмоционального настроя качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве, эхо не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, татарского орнамента, композиционные основы хохломского узора изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи и т. п.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Слушая произведение устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например, «добрый молодец», «красна девица» и т. д.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их и у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Татарский орнамент в декоративно-прикладном искусстве
Народное искусство казанских татар, как и искусство других народов, тесно связано с бытом. В украшении своего жилища, одежды, бытовых предметов татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами и техническими средствами орнаментации. В разработке орнамента они достигли большой виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Мастера прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. Композиция орнамента, его расположение находятся в определенной взаимосвязи с формой украшаемой поверхности, характером бытового предмета, украшения, сооружения что обусловливало степень их декоративности. Эта взаимосвязь в разные исторические периоды также претерпевала изменения, развивалась вместе с развитием орнамента и художественной культуры народа в целом.
Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение. Светотеневой принцип выделения узоров (за исключением резьбы по камню и дереву) был заменен силуэтным живописно-линейным построением узора, введением богатой расцветки. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно- растительных, геометрических и зооморфных мотивов.
В количественном соотношении разновидности орнамента в различных видах искусства народа выражались по-разному. Так, в вышивках, мозаике по коже орнамент, за редким исключением, целиком состоит из цветочно-растительных мотивов. В узорных тканях, в некоторых видах ювелирной техники, наоборот, преобладающее место занимают геометрические узоры.
При использовании цвета мастера Татарии руководствуются принципами контрастного сочетания теплых и холодных, темных и светлых красок. Несмотря на многоцветие в орнаменте, изделия не создают впечатление пестроты благодаря продуманному подбору материалов. Наиболее распространенные цвета татарского орнамента : синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки.
Татарское народное искусство тесно связано с бытом в украшении жилища, одежды, бытовых предметов. Татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами и техническими средствами.
Орнамент - это узор, в котором чередуются и повторяются одни и те же элементы. У казанских татар в декоративно-прикладном искусстве цветочно-растительный орнамент занимает важное место. Изобилие и разнообразие растительного мира вдохновляло наших мастеров в их творчестве.
Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно – прикладном искусстве. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа, поражает обилием цветочных мотивов, богатством цветочных сочетаний.
Во всех областях искусства казанских татар широко используются мотивы трилистника. Объединяясь с другими цветами, трилистник создает очень красивую своеобразную композицию. Обилие фантазии художников позволяет изобразить трилистник в разных вариантах: в виде цветка, листка и стебля.
В орнаменте популярным, любимым, распространенным, наиболее естественным, ближе к натуре цветком является тюльпан. Он, как и все цветы, изображается в открытом виде и с профиля. У него с профиля могут быть от трех до шести лепестков, а спереди до восьми лепестков. Также в орнаментах большое место занимают мотивы цветка гвоздики в бутоне и в раскрывшемся виде. Поражает удивительное многообразие мотивов татарского орнамента, где один и тот же цветок может быть изображен с острыми, волнистыми и круглыми лепестками.
Среди других форм цветков есть и мотивы лотоса. По строению и стилю эти древние мотивы цветков своим разнообразием вариаций очень похожи на старинные алтайские орнаменты. Также в татарских орнаментах можно увидеть мотивы восточных огурцов. Размещение внутри них букета цветов широко распространено в творчестве казанских татар. Удивляет обилие цвета и форм мотивов лепестков для вышивки.
Изредка встречаются в ювелирных украшениях очень стильные рисунки животных и птиц. Раньше (у булгар) "стиль животных" встречался чаще, затем под влиянием религии Ислама этот стиль почти исчез.
В вышивке в форме любимого народом цветочно-растительного орнамента предстал весь многообразный мир чувств и настроений человека. Самые распространенные композиции - ленточная (бордюрная) и геральдическая в виде букета, изменяющиеся и переходящие друг в друга в одной декоративной плоскости, а также круговая, розетчатая, шахматная, сетчатая и буквенная. Нельзя не видеть среди множества мотивов татарской вышивки "булгарский" пласт в виде древних трилистников, лотосовидных, пальметт, многочисленных розеток, вьюнков, спиралей, используемых в традиционных бордюрных обрамлениях. Цветочные мотивы нанизываются на простую, довольно крупную ветвь, воплощающую значение "древа жизни". В образах татарских вышивок живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным миром.
В узоре тюльпан - цветок обновления, весною он всходит первым, обновляет природу, жизнь.
Отраженная в живописи роза - символ красоты и любви. Шиповник, рябина - растения, которые приносят радость и счастье, ветки применяются в виде талисмана. А астру считают символом долголетия, видимо, из-за наличия множества лепестков.
Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа, поражает обилием цветочных мотивов, богатством цветочных сочетаний.
Мы стремимся дать общее представление детям о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнаментирования, о типах узоров (растительное, геометрическое, цветовой гамме, композиции, красочности, жизнерадостности произведения искусства.
Татарское прикладное искусство, традиции национального костюма создавались и видоизменялись на протяжении столетий. Искусство и обычаи народа неразрывно связаны с его историей, религией, природными условиями, особенностями быта, торговыми связями и т. д.
Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах подняв-шихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и — в своей орнаментации — охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы.
Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы.
Уже в глубокой древности, во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой — вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и укра-шенные ими предметы считались оберегами. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте — тюльпан является символом возрождения. Астра (видимо, из-за большого количества лепестков) считается цветком долголетия. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната — признак богатства и плодородия.
Со времен волжских булгар дошла до нас широко распространенная тема цветочного букета, связанная с изображением степного куста «древа жизни» и символизирующая источник жизни. Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся у тюрков символом солнца, света, равно как и присутствие в предметах красного цвета. Цвет фона, являясь второстепенным, дополняющим элементом, тоже нес смысловую нагрузку.
Таким образом, узоры народной вышивки, являющиеся молчаливыми свидетелями прошлого, можно сравнить в какой-то степени с письменными источниками.
Несмотря на то, что в формах народного искусства, передаваемых из поколения в поколение, первоначальный смысл постепенно терялся, в них сохранилась красота орнамента, которая теперь украшает нашу жизнь и быт.
Ичиги – татарские народные сапожки, являются оригинальным художественным продуктом народного искусства.
Казанские производители вывозили на большие российские и международные выставки и ярмарки свой уникальный товар. Так сафьяновые ичиги, выставленные фирмой купца – промышленника Галеева в 1880 г. получили много наград в России и были удостоены Большой золотой медалью в 1883 г. и бронзовой медалью в 1886 г. от Европейского общества наук в Париже, серебряной медалью в 1889 г. Всемирной парижской выставки. Современники признавали достойными любования и восхищения богато вышитый золотом, серебром и цветными шелками образцы этой обуви, считая их предметом роскоши, не погнушается ножка любой великосветной красавицы. Татарские сапожки получили распространение в артистической среде. Актриса Вера Комиссаржевская в 1889 г. выходит на сцену Александрийского театра в Петербурге в татарских сапожках. О популярности такой обуви говорит и фотография 1920 года, на которой запечатлена Айседора Дункан с Сергеем Есениным в казанских ичигах.
В 1980 г. Арскому объединению, занимающемуся пошивом казанских сапожек на Лейпцигской ярмарке, была присуждена золотая медаль.
Мы же при ознакомлении детей с татарскими сапожками рассматриваем настоящие ичиги, а затем даем контур сапожек, и дети украшают их орнаментом по своему выбору.
Калфаки.
Если рассматривать период с конца XVIII до XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись. Раньше были популярны мягкие трикотажные калфаки с вышивкой, затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором.
С XVIII века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, а затем и цветной бисер.
Тюбетейки – существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Они также расшивались шелковой золотой и серебряной нитью, позже жемчугом и бисером. Наиболее нарядные - парчовые тюбетейки.
Знакомство детей декоративно-прикладным искусством.
Народное прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях:
-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;
-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;
-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.
Как нужно знакомить детей с народно-прикладным искусством? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.
Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.). Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол, пиала и т. д.).
Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также подбирает предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещаются детские индивидуальные и коллективные работы.
Одновременно воспитатель готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создает вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки к их систематизирует.
Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.
Как же нужно знакомить детей с декоративно - прикладным искусством?
В первую очередь это, конечно рассматривание изделий, т. е.
1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов);
2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;
3. воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы. Одновременно готовится наглядный материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке. Дополнительно организуются экскурсии в музее.
Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.
Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора.
На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. Красота татарских орнаментов достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Часто используются красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый. Воспитатель подчеркивает, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную татарскую мелодию. Разработали конспекты занятий:
1. Украшение фартука, подушки;
2. Украшение колфака;
3. Украшение башмачка;
4. Волшебная мозаика ичигов;
5. Украшение коврика;
6. Украшение тюбетейки;
7. Украшение полотенца;
8. Подарки на день рождения бабушки;
9. Татарский национальный костюм.
Вывод.
Национально — культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир национальной культуры (народного костюма, сказок, фольклора, через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности, развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально — выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок. За время работы кружка собрано много интересного литературного и исторического материала на татарском языке. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, длительность занятия 20 25 минут. Усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые, играх-драматизациях, в собственном творчестве. Диагностика уровня усвоения материала проводятся два раза в год (сентябрь, май) в форме беседы с использованием иллюстративного материала. Организация и проведение национальных праздников осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве. На наш взгляд знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры татарского народа.