Жукова Татьяна Алексеевна
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
г. Аркадак Саратовской области
Выступление на Совете педагогов на тему:
«Ознакомление дошкольников
с государственной символикой России».
Подготовила воспитатель: Жукова Т. А.
Август 2022г.
Публикация «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России» размещена в разделах
Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами : флагом и гербом страны, мелодией гимна.
Психологические особенности детей пятого года жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственным гербом и флагом нашей страны. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Можно показать изображения герба и флага нашей Родины, спросить, что это, зачем нужен герб, флаг. Для этого не нужно проводить специального занятия. В процессе свободной детской деятельности, на прогулке можно задать вопросы и определить уровень знаний своих воспитанников. Если у детей отсутствуют представления о том, что такое герб или флаг, то следует ограничиться задачами формирования эстетического, положительного отношения к государственным символам Российской Федерации на основе русского фольклора и народного декоративно-прикладного искусства. Если же у дошкольников имеются начальные представления о гербе и флаге России, то наряду с занятием или досугом, посвященным происхождению и народным истокам государственных символов, можно провести с детьми исследование, направленное на выяснение функционального назначения герба и флага нашей страны, аналогично занятию «Двуглавый орел и всадник», рекомендованному для старшего дошкольного возраста. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Нам не удается сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения и образно символического смысла современного герба и флага России. Материал по истории возникновения и развития отечественной государственной символики можно использовать для проведения консультаций для родителей, подготовки стендов и папок.
Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный и эстетический.
Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять использование изображений государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.
Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
Во-вторых, у детей старшего возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны.
О том, для чего стране нужны флаг, гимн и герб. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, нужно понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
В подготовительной к школе группе наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предполагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно вставать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.
Таково основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России. Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста.