Александра Литовченко
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Северными народными росписями
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Народное творчество – историческая основа, на которой развивается художественная культура нации. Значение традиций в народном искусстве, их роль в становлении художественных и технологических приемов в передаче мастерства от поколения к поколению трудно переоценить.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Северными народными росписями» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народы севера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Возрастание интересов к благотворному влиянию народных росписей Севера непосредственно в художественном воспитании, в эстетотерапии стало характерным для нынешнего времени.
2 слайд.
Мы проводим эффективную работу по ознакомлению детей с северными народными росписями.
Цель данной работы - формирование знаний культурного наследия Архангельской области через ознакомление с народной росписью.
3 слайд.
Для реализации поставленной цели мы решаем ряд задач:
• Формирование представления об эталонах росписей Архангельской области (элементы, форма, цветовая гамма, детали т. п.).
• Развитие творческих способностей в рисовании.
• Формирование духовного мира ребенка через народно – прикладное искусство.
• Совершенствование внимания, сенсорного восприятия, памяти, внимания.
• Воспитание патриотических чувств к малой Родине, к народному искусству.
4 слайд.
Занятия по ознакомлению детей с росписями проводим небольшими группами, постепенно усложняем прорисовку элементов.
Для активизации знаний детей о росписях нашего края мы посещаем мини – музей ДОУ, в котором представлены экспонаты, расписанные северными народными росписями. В подготовительной группе организовали экскурсии в краеведческий музей, музей изобразительных искусств.
Создали дидактические игры для систематизации полученных на занятиях знаний.
Собрана соответствующая литература. В «Центре книги» устраиваем выставки книг, альбомов по декоративно прикладному искусству.
После выполнения росписи устраиваем выставки творческих работ.
Обязательным в работе по ознакомлении детей с северными росписями мы считаем ознакомление родителей с задачами обучения по данному разделу через родительские собрания, анкетирование, консультации, мастер – классы, стенды.
5 слайд.
Приемы:
• Историческая справка о создании росписи.
• Обследование образца, изучение схемы росписи, формат, цветовые решения.
• Обучение приемам выполнения элементов: прорисовка тонких линий в деталях, различные выполнения мягкого мазка, «вольное» примакивание на кончик кисти, линии в разных направлениях, круг от «точки» или от края к центру, разный темп и сила нажима на кисточку.
• Нанесение крупного узора толстой кистью.
• Последовательное выполнение элемента росписи.
6 слайд.
Виды северной росписи.
Северорусские росписи делятся на живописные и графические. Борецкая, пучужская, мезенская относятся к графическим видам росписи. Живописные – это ракульская, шенкурская, олонецкая (онежская, каргопольская.
Мезенская роспись зародилась в с. Папощелье. Характерные особенности мезенской росписи : графичность, многоярусность. Используются два цвета: красно – коричневый и черный. Начать изучение мезенской росписи мы начали с освоения простейших приемов, элементов, которые необходимы при составлении композиций. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки. Усложнение – рисование фиг уры коня, оленя, лебедя.
Символы мезенской росписи :
- волнообразные линии, зигзаг – в условной форме изображают воду;
- движущийся крест, свастика – древнейший знак коловорота, движения солнца.
Мезень изобилует изображением птиц. Водоплавающие – символы мезенской росписи, означающие души наших предков, которые всегда рядом и готовы помочь нам в трудную минуту.
Часто встречается изображение коня. Это символ Солнца и его беспрестанного движения по небосводу. Другое часто используемое животное – оленихи. Это символическое изображение небесных рожениц, которые дарят жизнь всему живому на Земле. Лось – знак дождя, который он вызывает, цепляя тучи рогами.
Характерно для Мезени и использование растительного орнамента. Елочки олицетворяют мужскую силу. Ствол, заполненный ромбиками – мифологическое древо жизни, а ромбики – бесчисленные роды.
Борецкая роспись зародилась в древнем селе Борок на берегу Северной Двины. Анализируя элементы орнамента борецкой росписи, надо обратить внимание на их геометрический характер. Орнаменты в полосе чередуются по цвету, используются красный, зеленый, оранжевый, коричневый, желтый цвета. Элементы росписи : веточка с ягодами, трилистник, тюльпаны, древо, розетки, птицы, конь. Выполняем композиции на полосе, в квадрате, в круге, силуэт прялки.
7 слайд.
Пермогорская роспись появилась в д. Пермогорье – первые на высоте горы. Основной цвет росписи – красный, сопутствующие – желтый и зеленый, контур – черный. Неотъемлемой частью росписи являются различной формы кустики, листочки, бруснички и клюквы. Сложные элементы – трехлопастной цветок, тюльпановидный цветок, птицы – петушки, птица Сирин.
Пучужская роспись – одна из многих видов росписи, встречающихся на берегах Северной Двины. Центром пучужской росписи считается село Пучуга. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко – зелеными листочками и белыми точками – капельками. Элементы росписи – ягоды на плавно изогнутой веточке, лист удлиненной формы с волнистыми краями, трилистник, розетки, птицы.
8 слайд.
Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Вага. По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей. Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон. Цветовая гамма росписи – насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый – для оживки, черный – для орнамента. Элементы росписи : круги, скобочки, листики – росянки, завитки, листья «Борокко», розы.
Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Для росписи характерен голубой, коричневый и темно – зеленый цвет фона. Цветовая гамма элементов - красный, белый, зеленый, желтый цвета, черная оживка. Основой росписи является цветочный узор в виде вытянутого букета (ветвь – дерево). Элементы - розаны, тюльпаны, листья. Кроме цветов для росписи характерны яблоки с лепестками, птицы.
9 слайд.
Центр ракульской росписи – деревня Ульяновская, на реке Ракулке. В большинстве изделий с ракульской росписью главную роль играют золотисто – охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево – красный. Орнамент очень крупный, в основном он состоит из декоративных листьев, а также – завитков, капелек – брызг, усиков, полукружий, птиц.
Уфтюжская роспись.
Верхняя Уфтюга – село, названное по имени реки – небольшого притока Северной Двины, пересыхающего летом. Композиция росписи всегда одна и таже – это гибкая веточка, несущая легкий цветок (тюльпаны – лилии, «котлы», «лунники», репей, ромашки, раскинувшиеся опушенные ресничками листья, несколько ягод; птички – «кутеньки» в различных позах: важно расхаживающие, клюющие, охорашивающие перышки, готовящиеся взлететь…
10 слайд.
Ознакомление с северными росписями проводим поэтапно. В старшей группе даем детям сведения об истории создания росписей, элементах, цветовой гамме. Учим приемам выполнения элементов росписи. Выполняем композиции на полосе.
В подготовительной группе закрепляем знания детей о росписях. Учим прорисовывать сложные элементы: птицы, кони, олени, трехлопастные цветы, розы, тюльпаны. Композиции дети располагают на силуэтах изделий: прялки, короба, доски и т. д.
11 слайд.
По окончании обучения в дети умеют, помимо указанных на слайде:
- правильно организовать рабочее место;
- самостоятельно составить композицию для формы изделия;
- умело использовать изученные приемы и приобретенные навыки при выполнении работ по росписи;
- использовать метод импровизации (композиции, цвете, получать новые варианты росписи;
- при создании расписной вещи проявлять индивидуальность.
В результате работы мы выявили, что декоративно – прикладное творчество оказывает значительную помощь нам – воспитателям и родителям в совершенствовании духовных и физических сил, в формировании здоровых отношений в семье, в коллективе. Замечено, что у всех, кто увлечен этим занятием характер меняется в лучшую сторону. Дети бережнее относятся ко всему, что их окружает, становятся менее раздражительны, более внимательны в отношениях друг с другом.
Желаем и вам творческих успехов!