Елена Волохова
Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой ханты и манси посредством декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой ханты и манси посредством декоративно – прикладного искусства.
[/b]
Существует множество разнообразных возможностей развития интереса у дошкольников к национальной культуре народов Севера посредством декоративно-прикладного искусства. Это могут быть музеи, встречи, фестивали, конференции, уроки, мастер-классы, посвященные истории и народному творчеству, которые должны быть интересными, в первую очередь, для молодых людей и детей. Народное декоративно-прикладное искусство имеет огромную притягательную силу, оно может активно влиять не только на формирование художественных вкусов человека, но и на формирование его духовности.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой ханты и манси посредством декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Благодаря своим особенностям декоративно-прикладное искусство имеет как воспитательное, так и развивающее значение.
Многие исследователи П. Усова свидетельствуют о воспитательном значении декоративно-прикладного искусства. Отмечается, что посредством ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного у детей дошкольного возраста формируются глубокие образные представления о своем отечестве, родном крае, об особенностях культуры родного народа и других народностей.
Очевидно, что воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для детей дошкольного возраста заключается в следующем:
1. Дети получают возможность познакомится со спецификой быта своего народа и других народностей, с историей нашей страны и родного края;
2. Дошкольники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, матрешки, предметы быта и т. д.
3. Произведения декоративно-прикладного искусства, так или иначе, оказывают влияние на эстетическое развитие дошкольников;
4. Посредством декоративно-прикладного искусства осуществляется художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста;
5. У дошкольников развивается воображение, что важно для детей этого возраста;
6. Систематическое ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства способствует развитию памяти, внимательности;
7. Дошкольники приучаются к труду.
8. Дети получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.
Раскроем приведенные тезисы подробнее.
Несомненно, что при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством дошкольники узнают много нового о своей Родине и родном крае. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают специфику быта, жизни народа, изображая сценки в которых отражаются особенности охоты на зверей, домашней обстановки, утвари, ремесел, праздников, национальной одежды и т. п.
Дошкольники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, предметы быта. Педагог, показывая то или иное произведение декоративно-прикладного искусства, рассказывает об истории и родине создания предмета, методику изготовления, материалы, используемые для создания произведения.
При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства, внимание детей обращается на тонкость работы, на проделанный мастером труд, на необходимость наличия и вырабатывания сложных умений и навыков. Ведется беседа о трудолюбии русских умельцев. При непосредственном выполнении работ по декоративно-прикладному искусству самими детьми у детей также вырабатывается навык к труду, терпению.
Несомненно, что знакомясь с такими яркими и непосредственным произведениями декоративно-прикладного искусства дети получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.
По мнению Т. Н. Поштаревой, успех развития у детей интереса к национальной культуре народов Югры посредством декоративно-прикладного творчества зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся следующие:
1. Циклы НОД, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др., на основе единого содержания.
Циклы интегрированных занятий позволяют педагогу использовать межпредметные связи и различные методы, формы и виды деятельности, сохраняя смысловое единство тематического содержания, что позволяет детям познавать этнокультурный мир во всем его многообразии. Содержание таких занятий - и это весьма важно - вызывает у них ярко выраженную эмоциональную реакцию и позволяет в практической деятельности актуализировать творческие способности и «прожить» особенности культуры того или иного народа.
2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: жизнедеятельности детей в семье, приобщении с родственниками, т. е. мы принимаем во внимание то, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается, в том числе и этнокультурной спецификой; наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсий, досугов и т. п. приобрести опыт и знания в области культуры разных народов и межнационального общения; образовательной работы, прежде всего обобщающих (итоговых) бесед, цель которых - суммирование, уточнение и систематизация знаний детей.
Различные беседы (познавательные, этические, эвристические) могут проводиться не только на занятиях, но и в свободной деятельности (например, во время утреннего приема детей или прогулок).
3. Видеопросмотры, которые могут использоваться и на занятиях, и в свободное время (чаще во вторую половину дня); при этом педагог может выступать в роли организатора процесса, но и сами дети могут вы брать этот вид деятельности. Видеоматериал включает специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематики. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у детей наглядные динамические образы жизни и деятельности разных народов; во-вторых, расширить кругозор - дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать : об исторических фактах, о быте и традициях своего народа.
4. Развлечения и праздники, знакомящие дошкольников с народной культурой ханты и манси.
Данная форма работы может быть построена как на «мономатериале», например, участие детей в празднике «Вороний праздник», сценарий которого отражает традиции его отмечания народами ханты и манси. Эти действа, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд. Это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт, а следовательно, формирует неподдельный интерес к национальной культуре народов Югры.
5. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Данные формы работы могут организовываться как с участием педагогов, детей и их родителей, так и путем привлечения любительских и профессиональных художественных коллективов города и округа.
Сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т. п.).
Как концерты, так и театрализованные представления являются своего рода синкретическими видами деятельности, соединяющими познавательные и игровые действия с музыкой, пением, хореографией, театральной живописью и предоставляющими возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности.
6. Целевые прогулки, экскурсии. Организация познавательной деятельности детей не ограничивается занятиями и мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении. Среда города, как и любой другой местности (достопримечательности, культурные объекты, такие, как библиотеки, театры, музеи, природа и др., а также повседневное общение со взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий, наблюдений, посещений общественных, производственных и культурных заведений обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края.
На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.
Таким образом, воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для детей дошкольного возраста очевидно. Дошкольники знакомятся с особенностями быта коренных народов, с искусством. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства благодаря разнообразию материалов, фактуры, форм способствует сенсорному развитию и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. На основе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства у детей развивается интерес к народной культуре, появляются идеи для собственного творчества.
Подводя итог, отметим, что национальная культура малочисленных народов Севера, в частности ханты, может быть сохранена и продлена в веках в том случае, если формировать у подрастающего поколения интерес к культуре. Данный процесс не должен быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у детей, иначе человечество может потерять не только народные традиции, но и культуру, и народ как этнос.
Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями.
Использованная литература:
1. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. 1999).
2. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции. Дошкольное воспитание. – 2006.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : Аркти, 2004
4. Кулемзин В. М., Лукина Н. В., Знакомьтесь: Ханты. Новосибирск, Наука, 1992.