Ирина Кожухарь
Исследовательская деятельность «Открывая мир с мамой и папой»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью данной темы является
- включение родителей в совместную деятельность с детьми для развития исследовательской сферы и речевой активности ребенка. Задачи раскрывают:
- партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- сферу участия родителей в образовательном процессе, используя нетрадиционные формы работы;
-развития исследовательской сферы ребенка;
Публикация «Исследовательская деятельность „Открывая мир с мамой и папой“» размещена в разделах
Для достижения цели был проведен ряд мероприятий для родителей: консультации о важности развития исследовательской сферы ребенка и ее взаимосвязи с развитием речи, роли родителей в этом процессе, создании условий для детского экспериментирования, анкетирование родителей по вопросам участия в данной теме, согласование тем и материалов для совместного экспериментирования детей и их родителей. Так из 38 семей воспитанников 38 (100% от общего количества семей) работают со мной над данной темой.
Для проведения мероприятий используется различная среда: групповое помещение, полимодульное пространство, участок для прогулок, спортивная площадка, огород. Каждое мероприятие содержит в себе элементы развивающей педагогики: родители с детьми экспериментируют, исследуют свойства материалов и предметов, а педагоги отрабатывают и закрепляют речевые задачи (подбор прилагательных, глаголов, наречий, синонимов, антонимов, составление падежно–предложных конструкций, оказывая помощь в формулировании детских предположений и выводов). Разработанные мероприятия состоят из нескольких этапов: проблемная ситуация-создаётся педагогом совместно с родителем, побуждающая детей к исследованию различными способами; собственно исследование (экспериментирование)–реализуется родителем совместно с детьми, при помощи педагога; обсуждение результатов-дети совместно родителем и педагогом формулируют выводы, обсуждают произошедшее в ходе исследования. Каждое мероприятие выстраивается так, чтобы дети находились в постоянном диалоге с участвующим в мероприятии родителем и друг другом, формулировали цель, с которой будут исследовать предметы и материалы, задавали вопросы, составляли простые рассказы с использованием различных типов опор (предметных, иллюстративных, вопросов взрослых и детей).Для этого с родителем, который будет принимать участие в мероприятии, заранее обсуждаются способы исследования, возможные варианты развития событий при работе с детьми и пути их решений. Отдельно прорабатываю с родителем варианты приемов активизации речи дошкольников проблемные ситуации; комментированное экспериментирование, конструирование, рисование, лепка; подстановка недостающего слова, сегментация речи-подача информации детям небольшими частями (сегментами) для продуктивного усвоения и воспроизведения.
Планируемые или полученные результаты:
На мой взгляд концепция проекта соответствует принципам, заложенным в основы ФГОС ДО: сотрудничество детского сада с семьей; поддержка разнообразия детства, личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, проект реализуется в специфической для дошкольного возраста форме - познавательно – исследовательская деятельность.
В ходе исследовательской деятельности, в которой принимают участие родители совместно с детьми, решаются педагогические задачи всех образовательных областей ФГОС ДО: социально – коммуникативная область – происходит развитие общения ребенка и его взаимодействия с окружающими, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие позитивных установок к различным видам труда и творчества. Область познавательного развития - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формируются познавательные действия, первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; развивается воображение и творческая активность; Речевое развитие – дети осваивают речь как средство общения и культуры; происходит обогащение активного словаря, связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества (словоизменение, словообразование); Художественно-эстетическое развитие - реализация самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной, изобразительной и т. д.); Физическое развитие - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, крупной и мелкой моторики рук, координации.
Результаты.
1. Все родители откликнулись на предлагаемую деятельность, повысился уровень сотрудничества, взаимопонимания родителей и педагогов, расширилось поле общих интересов всех участников образовательного процесса.
2. Отмечено повышение родительского интереса к проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях, что подтверждается увеличением количества консультаций родителей у педагогов, обсуждением результатов исследований в группе с детьми после домашних экспериментов.
3. Изучив тему мной отмечено, что родители стали легче идти на контакт, отношения ребенок-родитель-педагог стали более доверительными, родители стали отзывчивее, активнее включаются в другие виды деятельности с детьми.
В процессе групповой работы существовал риск имитации совместной деятельности родителей и детей, при которой не наблюдалось продуктивного взаимодействия. Чтобы этого избежать необходимо было составить поэтапный план в хождение в тему.