Гасоян Роза
Конспект ОД по развитию патриотического сознания для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Тема: «РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Цель: сформировать у старших дошкольников патриотическое сознание через изучение культурного наследия малой Родины.
Задачи:
1. Обучить дошкольников самостоятельной деятельности;
Публикация «Конспект ОД по развитию патриотического сознания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
2. Расширить познания старших дошкольников о Ярославском крае;
3. Воспитать в дошкольниках интерес к традициям и истории края, к роли семьи в процветании региона;
4. Закрепить знания о достопримечательностях Ярославля;
5. Развить сообразительность и познавательный интерес к краеведческим отличительным чертам малой Родины;
6. Развить трудовую деятельность посредством игровых заданий;
7. Воспитать в детях бережное отношение к друг другу, а также умение работать в команде;
8. Познакомить детей с традициями, животными и природным разнообразием родного края;
9. Сформировать обществоведческий словарный запас относительно тематики.
Предварительная работа:
Отбор тематических материалов об истории Ярославля и края, документов, современных газет, фотографий с экскурсий, портреты известных деятелей, фотографий исторических памятников. Оформление тематического портфолио дошкольников : «Ярославль – дом моей семьи!». Проведение экскурсий. Изучение стихотворений и пословиц о родном крае. Разработка презентации и видеороликов о традициях Ярославской области.
Материал и оборудование:
Листы бумаги (белая и цветная, карандаши, краски, пластилин, карточки с вопросами викторины, современные газеты, детский портативный фотопринтер, фигурки зверей, карта Ярославской области, фотографии семей детей, индивидуальные папки по количеству дошкольников для создания портфолио.
Ход занятия:
Группа украшена тематическими элементами Краеведения: карта России, герб Ярославля, краеведческий уголок, посредине комнаты стоит большая коробка в виде сундука с надписью «Открыть в 2023 году». Сундук расположен так, что сразу попадает в поле зрения детей и они непременно захотят его открыть.
Здравствуйте, ребята! А кто принес к нас в группу клад? Интересно, что там. Проверим?
Дети открывают сундук, а там внутри несколько коробок поменьше. Наверху коробок лежит инструкция – «путеводная карта» в виде детской игры бродилки. Она расположена на карте с пометкой Ярославского края.
А что вы нашли? Это карта приключений?
В первой коробке лежат карточки с вопросами, ответы на которые дают дети.
1. Как вы понимаете понятие «Родина» и «Малая Родина»?
Воспитатель: По вашим ответам я понимаю, что Родина – это страна, откуда родом семья или где родился человек. Если ваши дедушки или бабушки родились в России – они россияне, они передают вам культуру и традиции этой великой страны. Но что же такое «малая Родина»? Малая Родина – это то место, где мы родились, живем, впитываем в себя традиции, культуру, окружающую природу. Это наш город, наш район, улицы по которым мы идем в детский сад, это маленький кусочек нашего дома в большой стране.
2. Чем славится наш город?
Наш древнейший Ярославский край славится своей историей, тонким переплетением старой и новой истории. С 2005 года наш город включен в список объектов культурного наследия. Он славится аутентичной историей, а также архитектурой времен Российской империи и Западной Европы. У нас потрясающие усадьбы, старинные церкви и дома. А вы помните нашу экскурсию в усадьбу Коковцева?
А как вы провели время на усадьбе Коковцева со своими родителями?
3. Давайте взглянем на фотографии в нашем уголке Краеведения. Какие памятники архитектуры вам знакомы?
4. А кто знаком из известных людей нашего края?
Умнички. Давайте с вами вместе создадим карту исследователя географии нашего края.
Задание 1:
Воспитатель: Во второй коробке лежит большой ватман. Перед вами современные газеты, фотографии с наших экскурсий, а также фотографии исторических памятников нашего Края. Нам нужно вырезать любимые места и давайте соберем их в единое полотно.
Задание 2:
Воспитатель: В третьей коробке вы нашли листочки бумаги, давайте мы нарисуем своё яркое воспоминание о вашем семейном дне. Возможно, кто-то захочет изобразить наши мастер-классы с родителями, экскурсии или просто прогулки в парке.
Задание 3:
Воспитатель: Вы нашли лист бумаги, на нем нарисован один листочек дерева, он символизирует каждого из вас. Давайте каждый наклеит дополнительные листочки и на них нарисует своих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Мы с вами создадим семейное дерево, которое растет в нашем лесу, на нашей земле предков.
Задание 4:
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами показали свои семьи, рассказали интересную историю семей, легенды, связанные с нашим Краем. Но ведь каждой семье нужен домик? В нашей карте указан следующий шаг. Вы любите лепить из пластилина? Наш таинственный друг просит нас слепить аппликацию в виде домика.
(В рамках заполнения портфолио, воспитатель помогает детям вклеить фотографии, а также заполнить портфолио данными:
Анкета ребенка с его фотографией 10х15;
Аппликация «Моя семья»;
Аппликация «Мой сказочный домик»;
Рисунок «Мои любимые места в городе»;
Мои впечатления от экскурсии в музей-заповедник истории города, Спасо-Преображенский Собор, Губернаторский сад, Усадьба Коковцевых.
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы. В коробке вы нашли диктофон. Как думаете что там записано?
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
(тема «Россия – наша Родина»)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Ты великая страна.
(сгибать, разгибать пальчики)
Воспитатель: А кто-то знает поговорку о нашем городе?
Воспитатель: Вы умнички. А теперь присаживайтесь поудобнее и мы вместе посмотрим и послушаем историю и традиции нашего удивительного края. (Параллельно с рассказом воспитателя идёт тематическая презентация с фотографиями достопримечательностей города и края).
Слайд №1. Наш Ярославский край называют Ярославия он представляет собой старинную русскую землю. Наш город удивителен тем, что именно Ярославль является первым христианским городом, расположенным на просторах Волги.
Слайд № 2. Каждый день мы видим воочью странички прошлых веков: золотые купола старинных церквей, соборы, монастыри, белоснежные палаты, различные исторические памятники древнерусского государства, а также современные постройки, которые словно магнит притягивают к Ярославлю множество туристов с разных уголков земли.
Слайд№ 2. Путь нашего города под названием Ярославль положен в 1010 году князем Ярославом Мудрым.
Согласно старинной легенде : давным-давно, в месте слияния рек Волга и Которосль, находилось языческое поселение под названием Медвежий угол. Однажды к берегам реки Волги в окружении своей дружины приплыл молодой ростовский князь – Ярослав Мудрый.
Слайд № 3. В чудном поселении князь повелел остановиться и сошел на берег. До него дошли слухи, будто бы жители Медвежьего угла нападают на купеческие суда.
Слайд№ 4. Князь отдал приказ язычникам прекратить разбой и принять христианство. Но те не желали подчиняться и выпустили на князя свое священное животное – грозного медведя.
Слайд №5. Но князь был отважным, истинным мужем своей матушки-земли. Ярослав зарубил «зверя лютого» секирой, а на этом месте повелел заложить город-крепость, названный в честь основателя Ярославлем.
Слайд №6. В память о событиях тысячелетней давности на гербе нашего города изображается медведь, который вооружен серебряной секирой.
Слайд №7. А главную площадь Ярославля украшает величественный монумент: Ярослав Мудрый держит в руках уменьшенное изображение крепостной башни основанного им города.
Воспитатель: Какие ассоциации у вас вызывает герб Ярославля? (Дети отвечают)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите внимательно на наш уголок Краеведения. Давайте теперь познакомимся с природой нашего края. Знаете ли вы какие деревья распространены в нашем краю? Есть ли они в сундуке? (Береза, осина, сосна, ель.)
Воспитатель: А какие реки на фотографиях мы принимаем в наш краеведческий уголок? (Волга, Соть, Сить, Устье, Сара, Сутка, Которосль.)
Воспитатель: А знаете ли вы каких животных мы можем встретить? Возьмите фигурки животных на столе и поселите обитателей нашей Малой родины в уголок Краеведения.
Воспитатель: Я вижу у нас поселились: лось, кабан, белка, заяц-беляк, лисица, енотовидная собака, хорь лесной, куница, ондатра, водоплавающая и боровая птица. Какие вы молодцы.
Задание 5: Наш путешественник оставил нам картинки зверей Ярославского края. Разрисуйте их как того пожелаете. Для декора Вы можете использовать блестки, фломастеры, краски, карандаши.
Воспитатель: Расскажите о своих впечатлениях сегодня? Остались ли у нас еще шаги в путеводной карте?