Наталья Вдовина
Отчет по самообразованию по теме «Формирование коммуникативных качеств у старших дошкольников средствами игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию свой отчет по самообразованию за 2019-2020 по теме "Формирование коммуникативных качеств у старших дошкольников через игровую деятельность". В 2019-2020 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Формирование коммуникативных качеств у старших дошкольников через игровую деятельность». Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности) :- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния.
Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Формирование коммуникативных качеств у старших дошкольников средствами игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Коммуникация становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника. По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли коммуникации, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностным коммуникациям со сверстниками
Дошкольный возраст — этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Именно поэтому я начала работу по данной теме и выделила основную цель.
Цель:
Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах образовательного процесса -теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить проблему формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
2. Проанализировать понятие «коммуникативные качества», выявить его структуру.
3. Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1.. Анцупова Г. Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.
2. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр Волгоград, 2001
3. Котова Е. В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.
5. Рыжова Н. А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 20069.
6. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению Ярославль: Академия развития. 2008.
7. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. - Издательство Аркти Москва 2004г.
8. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.
9. Семенака С. И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.
10. Николаева С. Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г.
11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.
12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука Общения. - С. -Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
13. Услуги Интернет.
Начав свою работу в данном направлении для работы с детьми мной был разработан перспективный план. Для формирования предпосылок для развития и формирования коммуникативных качеств у дошкольников было необходимо создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий:
• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора коммуникативных качеств у дошкольников;
• сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;
• обеспечение развивающего характера предметно — развивающей среды группы;
• ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка;
• повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
Наличие специально разработанной модели, которая должна включать систему игр и игровых упражнений познавательного содержания, построила с учё том следующих педагогических условий:
• обеспечение развития коммуникативных качеств и познавательных представлений;
• обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;
• использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях);
• создание условий для взаимодействия детей.
Исходя из выше сказанного выяснила,что в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы коммуникации как :
- умение вступить в коммуникацию;
- умение поддержать коммуникацию со взрослым;
- умение поддержать коммуникацию с ребенком;
- умение проявлять инициативу в коммуникации;
- умение учитывать состояние партнера по коммуникации.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Выделяют три класса игр: 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка Самостоятельные игры; Игра – экспериментирование; Самостоятельные сюжетные игры; Сюжетно-отобразительные; Сюжетно-ролевые (творческие); Режиссерские; Театрализованные.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями: игры обучающие; дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные; досуговые игры; игры – забавы; игры – развлечения; интеллектуальные; празднично-карнавальные; театрально-постановочные.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций, этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей : традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). Из всех видов детской игры наиболее значимой в плане формирования у детей коммуникативных умений является сюжетно-ролевая как особая форма удовлетворения его потребности занять определённое место в окружающем мире, преобразующая эту потребность в конкретное содержание - осуществление общественно значимой и оцениваемой деятельности.
Таким образом, именно в игре ребенок закрепляет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. И это становится основой социальной компетенции дошкольника. В нашем детском саду мы уделяем особое внимание гендерному аспекту в воспитании дошкольников. Поэтому в игровой среде представлен широкий выбор гендерно привлекательных или фиксированных игр, игрушек и атрибутов для игры (кукла-мальчик и кукла-девочка, набор парикмахера для мальчика и для девочки, магазин автомобилей, запчастей, инструментов и т. д.).
Для сюжетно-ролевых игр на профессиональную тематику есть костюмы для девочек и мальчиков (доктор, повар, продавец, парикмахер и др.)
Так же в процессе игры дети учатся использовать социально приемлемые способы распределения ролей (считалки) и решения конфликтов (мирилки). В арсенале педагога всегда есть игры, направленные на формирование коммуникативных навыков у детей : как вступить в общение, как обратиться за помощью, как вежливо отказать и не обидеть.
Становлению общекультурной компетенции способствует режиссерская игра и игра-драматизация, которая учат ребенка узнавать и проявлять эмоции, откликаться на эмоции близких и друзей.
Таким образом, широкое использование игры в образовательном процессе с детьми повышает уровень их коммуникации и способствует формированию у них психологических предпосылок и компонентов учебной деятельности.
Во время непосредственно образовательной деятельности использовала предварительные задания, которые были нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу. Для этого детям предлагала различные комбинации таких вопросов.
Мы пришли к выводу, что нам следует формировать, а в некоторых случаях совершенствовать такие коммуникативные умения как : - умение вступить в коммуникацию в образовательной деятельности (на занятии); - умение поддержать коммуникацию с ребенком; - умение проявлять инициативу в коммуникации; - умение учитывать состояние партнера по коммуникации. В связи с этим я разработала комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. (см. Приложение)
В группе были созданы различные центры для самостоятельной и совместной со взрослым деятельности ребёнка, где каждый мог заняться любимой игрой.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года было проведено анкетирование, которое показало, что 40% родителей не понимают, на сколько важно формирование коммуникативных навыков у детей.
Разработан план работы с родителями. Оформлены папки передвижки. Сборник консультаций для родителей. Открытый показ образовательной деятельности «В мире игры и общения».
В родительском уголке помещала рекомендации по данной теме : описание дидактических игр, игр в быту, различные памятки.
Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимали участие в традиционных выставках детского сада.
Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.
Рекомендовала родителям в целях экономии времени знакомится с материалом на сайтах в интернете. В будущем году планирую продолжить работу с родителями в этом направлении. На современном этапе развития общества особое значение придается развитым коммуникативным умениям, умению планировать, осуществлять, контролировать и рефлексировать процесс взаимодействия, межличностного общения. К тому же уровень развития коммуникативных умений влияет на степень адаптации человека в социуме. Чем выше этот уровень, тем адаптация проходит быстрее и гармоничнее. Основы коммуникативных умений закладываются именно в дошкольном детстве.
Работая по данной теме, мне приходилось взаимодействовать с другими педагогами ДОУ. Для этого мы постоянно пополняли развивающую среду, обменивались друг с другом пособиями, играми, оборудованием, посещали открытые просмотры. Для педагогов подготовила и провела консультации: Памятка для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников»
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию коммуникативных особенностей развития детей в процессе игры. Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений.
По окончании изучения темы получила следующие результаты:
1. Повышение педагогического мастерства в разработке и применении на практике данной темы.
2. Содействие лучшему пониманию сущности вопроса.
3. Создание благоприятных условий для развития коммуникативных способностей у детей.
Перспективы на следующий год:
Проработав по данной теме в течение года, я решила, что продолжу работать в данном направлении, в связи с этим определила для себя следующие перспективы. :
• - создание перспективного планирования, согласно календарно-тематическому.
• - дальнейшее оснащение развивающей среды
• - изучение новинок литературы, посещение интернет сайтов.
• - обновлять и пополнять картотеки, согласно возрасту.
• - продолжать сотрудничество с педагогами и родителями: проведение бесед, консультаций, дни открытых дверей, организация праздников, досугов. развлечений.