ирина гудинова
Фотоотчет «От экологии души к экологии пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много желающих “экообразовываться”, а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: “О чём думает любимая собака или кошка”. Это любит делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Её надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души – к экологии пространства. Душа человека… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Защищать природу надо не от мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески. Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации) :
Публикация «Фотоотчет „От экологии души к экологии пространства“» размещена в разделах
1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т. е. через чувства).
2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека, меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры – культуры экологической.
Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”. Творческий коллектив педагогов и старших дошкольников сочетают в своей работе учебную, опытно-экспериментальную и практическую деятельность. Основная цель работы по экологическому воспитанию дошкольников - это получение знаний, для улучшения качества жизни, и развитие умений разумного поведения в окружающей среде.
На занятиях дети занимаются изучением воды, воздуха, почвы в нашем городе, на территории детского сада и экологической тропе, проложенной в близлежащей территории. Информация, собранная детьми для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые с привлечением родителей, имеют практическую направленность. А как увлекают детей экскурсии в природу! Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека. О разумном использовании природных богатств и охране их. Большинство экскурсий по экологической тропе проводят дети старшие для младших, удивляясь ещё раз вместе с ними красоте зимнего леса, дубам великанам, “сосне – толстушке”, фантастическому шёпоту осенних листьев, пенью птиц весной. Дети понимают, что нас окружает живое и в наших силах сохранить или отнять у него жизнь. Возможно, многие из них почувствуют себя “ добрыми великанами” и не будут творить зло. Они поймут, что сокровища природы вверены нашей совести и благородству. Экология природы невозможна без экологии души.
Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками детского сада. Важно информировать как можно больше людей: педагогов, родителей, общественные организации.
То, что делает коллектив педагогов детского сада №2 № Дельфинчик» и его воспитанники - это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования. Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решения, как ему вести себя в окружающем мире. Таким образом, такая работа дает большие возможности для формирования экологического сознания дошкольников.