Татьяна Кочетовская
«Островок здоровья» (программа физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Поэтому сейчас особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья.
Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления дошкольников через двигательную активность в условиях детского сада. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 4-х лет. Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду рассматривается под оздоровительным аспектом.
Публикация «„Островок здоровья“ (программа физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Общие положения
Известный педагог Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же. Как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Программа «Островок здоровья» направлена на укрепление и сохранение здоровья детей и выработки у них двигательных навыков. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей находятся сотрудничество с семьями воспитанников, с социальными структурами. Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всех структур.
Вся работа по физическому воспитанию детей в детском саду делится на составляющие, которые в своей совокупности и дают результаты по оздоровлению детей и выработке у них двигательных навыков.
В основе программы «Островок здоровья» лежат научно-обоснованные оздоровительные методики. При её разработке использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16) и современные технологии и методики.
Программа полностью методически обеспечена, организована развивающая среда, грамотно подобрано физкультурно-оздоровительное оборудование, созданы картотеки «минуток здоровья», подвижных игр, подобрано музыкальное сопровождение режимных процессов.
Цели и задачи программы
Цели:
1. Совершенствование двигательной активности детей в различных видах деятельности с учётом их возрастных особенностей и функциональных возможностей.
2. Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья.
Задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры через двигательную активность.
2. Интеграция познавательной и двигательной активности детей дошкольного возраста.
3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.
4. Создание физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребёнка, используя инновационное и нетрадиционное оборудование.
5. Составление дифференцированных программ оздоровления с учётом состояния здоровья ребёнка и его личностных особенностей.
6. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.
7. Повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни через взаимодействие ДОУ с семьёй, общеобразовательной и спортивной школами, социокультурным окружением.
Законодательно-нормативное
обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Санитарные нормы и правила, утверждённые сов-
местным постановлением Министерства образования
РФ и Госсанэпиднадзора.
3. Устав образовательного учреждения.
Объекты программы
1. Дети дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 13 комбинированного вида».
2. Семьи детей, посещающих «Детский сад № 13».
3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние двигательной активности на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладения навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
Основные направления программы
Профилактическое
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации ;
2. Выполнение сангигиенического режима ;
3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий ;
4. Решение оздоровительных задач всеми средствами двигательной активности.
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здровья методами диагностики ;
3. Составление индивидуальных планов двигательной активности по группам ;
4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5. Пропоганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Основные принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых
мероприятий, направленных на укрепление здоровья,
научно - обоснованными и практически апробированными
методами.
2. Принцип активности и сознательности- участие всего
коллектива педагогов и родителей в поиске новых,
эффективных методов и целенаправленной деятельности
по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности- решение
оздоровительных задач в системе всего учебно-воспита-
тельного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности- под -
держание связей между возрастными категориями, учёт
разноуровневого развития и состояния здоровья.
5. Принцип систематичности и последовательности
предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспита-
ния предполагает то, что главной целью образования стано-
вится ребёнок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на ин-
дивидуальные особенности ребёнка, намечает пути совершенст-
вования умений и навыков, построения двигательного режима.
7. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе
формирования здоровья ребёнок получает задания, которые он
способен успешно выполнять.
8. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умен-
ние применять свои знания по сохранению и укреплению здо -
ровья в повседневной жизни.
9. Принцип результативности предполагает получение положи-
тельного результата оздоровительной работы независимо от
возраста и уровня физического развития детей.
Рабочий план реализации программы
1 этап – аналитическо-диагностический
1. Анализ существующей практики, передового опыта по двигательной активности дошкольников в условиях ДОУ;
2. Оценка условий, необходимых для проведения эксперимента;
3. Проведение диагностики профессиональной подготовленности педагогов к проведению эксперимента в детском саду;
4. Создание в ДОУ творческой группы с целью разработки необходимых материалов для опытно-экспериментальной работы;
5. Разработка системы контрольно-диагностической работы воспитательно-образовательного процесса с детьми.
2 этап
Проектирование и одновременная отработка компонентов педагогической модели двигательной активности детей в дошкольном учреждении:
1. отработка диагностической программы;
2. опробирование методов, стимулирующих развитие двигательных навыков у детей;
3. создание физкультурно-игровой среды, организации мини-стадиона, приобретение переносного оборудования, пополнение физкультурных уголков в группах;
4. создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов в рамках реализации задач инновационной деятельности.
3 этап
1. Совершенствование педагогической модели двигательной активности детей в ДОУ с учётом полученных результатов предыдущих этапов эксперимента;
2. Проведение семинара для педагогов дошкольного учреждения – "Двигательная активность – источник здоровья детей".
3. Подготовка педагогов к обобщению собственного педагогического опыта по двигательной активности детей;
4. Отчёты о промежуточных результатах эсперимента на педагогических советах, заседаниях творческой группы.
4 этап - Анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
1. Осуществление комплексной диагностики результативности двигательной активности детей в условиях ДОУ.
2. Продолжение поисков механизмов, повышающих качество образовательного процесса, путём введения вариативных форм физического воспитания, направленных на естественное стимулирование познавательной и двигательной деятельности.
3. Обобщение опыта детского сада по формированию модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью.
Новизна программы
1. Формировать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья, совершенствовать навыки и знания, переходя от одной структуры к другой (от детского сада к начальной школе и далее).
2. Формирование здорового образа жизни реализуется на основе личностно-ориентированного подхода через двигательную активность и здоровьесберегающих технологий.
3. В результате освоения программы ребёнок должен научиться заботиться о себе и о своём здоровье, осознать, что главная ценность здоровье человека, за которое он должен отвечать сам и сам же обязан поддерживать свой организм в естественном, здоровом состоянии.
Кадровое и материально-техническое
обеспечение
Экспериментальной площадкой является МДОУ «Детский сад №13 комбинированного вида».
Учреждение обладает всем необходимым оборудованием для реализации педагогического процесса. Этому способствует высокая профессиональная квалификация и образовательный уровень, благоприятный морально-психологический климат и условия деятельности педагогического коллектива.
С учётом специфики проблемы и новизны подхода предполагается пополнение материальной базы, научно-методического обеспечения эксперимента соответствующими пособиями, программами.
К воспитателям и педагогам учреждения, реализующим идею формирования здорового образа жизни, предъявляются дополнительные требования по выполнению в повседневной жизни требований ЗОЖ, заботы о собственном здоровье и благополучии окружающих.