Наиля Шубина
Фотоотчет «Осторожно, тонкий лёд»
МАДОУ детский сад № 73
НОД в рамках акции в форме занятия образовательной деятельности "Осторожно, тонкий лёд!" по профилактике травмирования и несчастных случаев на водных объектах в осенне – зимний период для детей средней группы.
Тема: "Осторожно, тонкий лёд!" (развивающее интегрированное занятие)
Цель:
Знакомить детей с правилами безопасности на льду в осенне-зимний период.
Задачи:
Публикация «Фотоотчет „Осторожно, тонкий лёд“» размещена в разделах
1. Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемы в осенне-зимний период).
2. Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.
3. Воспитывать осторожность, чуткость, отзывчивость.
Предварительная работа.
• Беседы о безопасности, «Поздняя осень», «Зима на пороге».
• Рассматривание иллюстраций.
• Заучивание стихотворений.
• Загадки о зимних забавах.
• Дидактические игры по безопасности.
• Проведение физкультминуток.
Материал: письмо от медведицы, ширма для кукольного театра, картинка - поздняя осень, зима; картинки: лыжи, санки, коньки; ИКТ, игра «Опасные места на водоеме»; игра «Окажи первую помощь», раздаточные картинки, принадлежности для рисования - раскраски.
Ожидаемые результаты:
• Воспитание у детей ответственности и осторожности при посещении водоёмов в осенне-зимний период.
• Появление навыков поведения в экстремальных ситуациях.
• Умение оказывать первую помощь при несчастном случае.
Содержание организованной деятельности детей.
Ход НОД
Воспитатель:
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей. Дети стоят в кругу и проговаривают слова.
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным!
2. Письмо детям от Медведицы.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы любите слушать сказки. И сегодня из сказки «О непослушных медвежатах» к нам пришло письмо от Медведицы, в котором она пишет, что с наступлением поздней осени, вода в пруду замерзла и поэтому хочется пойти на лед. При этом она запрещает своим медвежатам ходить на пруд, так как это очень опасно. И поэтому она вам предлагает послушать поучительную и очень - очень интересную историю, которая случилась в их медвежьей семье и название её – «Опасный случай с маленькими медвежатами на реке». А затем она просит вас написать ответное письмо и объяснить, так почему же нельзя сейчас ходить на лед. Она с нетерпением будет ждать от нас ответ.
Дети рассаживаются напротив ширмы.
Показ кукольного театра для детей группы «Опасный случай с маленькими медвежатами на реке».
Голос от автора:
В чаще леса жила медведица с малыми медвежатами. С приходом поздней осени начались первые заморозки. Река стала затягиваться первым ледком. Медвежья семья уже собиралась лечь на зимнюю спячку. И мама Медведица в последний раз собиралась за кормом своим медвежатам.
Медведица:
«Медвежата мои, послушайте что я вам сейчас скажу: я скоро вернусь, а вы ждите меня здесь у берлоги и никуда от берлоги не отходите! Пришла пора нам на зимнюю спячку!»
Голос от автора:
Прошло некоторое время. Медвежатам казалось, что прошла целая вечность. Им стало скучно просто сидеть и ждать.
1-ый медвежонок:
«А давай мы поиграем перед зимним сном!»
2-ой медвежонок :
«Ну давай поиграем. Только совсем немного. И от берлоги никуда. Мама не велела».
Голос от автора:
Так медвежата резвились недолго. В какой то момент один из медвежат кубарем скатился к реке и проехался на всех четырех лапах по льду! Он очень удивился скользкому льду. А ещё он был прозрачный, сквозь который были видны даже рыбки.
1-ый медвежонок:
«Как здорово! Давай катись сюда!»
Голос от автора:
И когда в очередной раз, разогнавшись на скользком льду, первый медвежонок даже не заметил, как лед под ним затрещал, и он оказался в полынье! Второй медвежонок попытался спасти брата и начал приближаться к нему, но лед опасно трещал!
На удачу, на пригорке появилась Медведица. Она очень испугалась за своего детеныша, но виду не подала и спокойно сказала:
«Осторожно, не волнуйся и повернись к тому месту, где ты попал в полынью! Я тебе сейчас помогу!»
Голос от автора:
А сама Медведица, опустившись на брюхо, осторожно подползла к кромке полыньи и, зацепив лапой за загривок, вытащила уже ослабевшего медвежонка. Вот так благополучно закончилась печальная история о том, как небезопасное поведение медвежат на льду могло привести к несчастью.
Воспитатель: «Ребята, а может такая история случиться с детьми?»
«Можно играть на тонком льду реки?»
«Почему случилась эта беда с медвежатами?»
«Что вы можете сказать про поступки медвежат?»
«А где можно играть, кататься на коньках?»
«А вы знаете, что нужно знать про опасность на тонком льду? Давайте вспомним, что мы уже узнали с вами?»
Воспитатель: «Почему лед поздней осенью опасен?»
Ответы детей (морозы еще некрепкие, лед нетолстый, хрупкий)
Воспитатель: «В каком месте реки лед наиболее тонок?»
Ответы детей (около кустов и на середине реки, где сильное течение –тоньше)
Воспитатель: «Если все же случилась беда с вашим другом, и он провалился под лед, что нужно делать?»
Ответы детей (позвать на помощь взрослых, позвонить МЧС, сказать ему, чтоб он не делал резких движений, скользил по краю льда полыньи.)
Воспитатель: «А, как мы смогли бы помочь медвежатам?» (предположения детей)
«Наверное, нам стоит поделиться с тем, что мы уже знаем о безопасном поведении во время гололеда и опасности тонкого льда? Что мы можем рассказать и показать?»
Ответы и предположения детей как они могут это сделать и где (повторить им правила поведения, рассказать по картинкам, нарисовать.
Воспитатель: «Хорошо, мы напомним правила безопасного поведения на льду для ребят и зверят!»
Воспитатель: «Ну что, запомнили правила? А теперь перейдём к практике. Согласны!»
Дети (Да)
4. Физминутка «В лесу»
Весь засыпан снегом лес (повернулись вправо, правую руку отвели назад,
повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)
Эстафеты:
Если кто-то провалился под лед, надо ему помочь, но подходить нельзя: нужно подползти.
"По тонкому льду"- ползание по скамейке на животе, подтягиваясь на руках.
"Переправа"
Перед вами река, и нужно перебраться на другой берег. Первый участник в плавь (бегом) держа в руках паром (обруч, захватывает игрока, бежит назад,
остается на берегу, а второй бежит за следующим и так нужно переправить всех участников на другой берег.
Эстафета "Помоги тонущему" Перетягивание каната.
Эстафета «С кочки на кочку»
Перед каждой колонной от стартовой до финишной линии (кладутся обручи. По команде ведущего игроки, стоящие первыми, начинают прыгать с кочки на кочку, а достигнув финишной линии, возвращаются назад бегом.
Воспитатель: «Молодцы, ребята!»
Вы слышали о воде? Говорят она везде!
-А где мы можем встретить воду в природе?
Дети (в пруду, в водоеме, озере, океане, реке, дожде и т. д.)
Воспитатель: - Верно.
Смотрите, что у меня есть.
Сундучок не простой, а волшебный. В нем спрятались капельки. Давайте посмотрим, какие загадки приготовили нам веселые капельки.
Воспитатель: Она бежит, струится, на солнце серебрится
Склонились молчаливо над ней густые ивы.
Дети (река)
Воспитатель: Бежала-шумела, заснула – заблестела.
Дети (река подо льдом)
Воспитатель: Плещут волны на просторе, берегов не видно в …
Дети (море).
Воспитатель: Засосет и бегемота это топкое …
Дети (болото).
Воспитатель: Наш малыш пока ничей - он из снега и лучей!
И мечтает поскорей - с речкой встретиться
Дети (ручей)
Воспитатель: С морозами, пургой и снегом зима-волшебница придет.
И все речушки и озера покроет скользкий толстый …
Дети (лёд)
Воспитатель: Умнички! Отгадали все загадки. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «да» - «нет».
Если ответ «да», то дети хлопают в ладоши и кивают. Если «нет», то топают ногами и грозят пальчиком.
Вопросы:
1. Можно ли прыгать на льду?
2. Нельзя переходить замерзший водоем в местах, где это запрещено?
3. Можно выходить на недавно замерший и еще не окрепший лед?
4. Можно собираться большими группами на одном участке льда?
5. Нельзя скатываться на санках, ледянках, лыжах с берега на тонкий, еще не окрепший лед?
6. Можно выезжать на автомобиле на лёд в любом месте?
Воспитатель: Молодцы все справились с заданиями, запомнили все правила. А кто не запомнит или не знает эти правила, может попасть в беду. Теперь вы всегда будете внимательны и осторожны.
Ходите на лед только со взрослыми. Соблюдайте все правила безопасности и тогда с вами никогда и ничего не случится.
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру «Опасные места на водоеме».
(Дети называют опасное место и показывают картинку)
-Опасно кататься на коньках в водоёме.
-Скатываться с горки на санках на лёд
Воспитатель. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Воспитатель. Ребята, вы должны хорошо знать и помнить правила. Тот, кто этого не знает, может попасть в беду. Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему льду и вдруг слышит, что лед начал трещать. Как вы думаете, что нужно делать?
Дети. Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.
Воспитатель. Скажите, что нужно делать, если кто-то провалился под лед?
Дети. Нужно быстро звать на помощь, потому что самому выбраться очень трудно.
Воспитатель. А кто может прийти на помощь?
Дети. Помочь могут взрослые.
Воспитатель. Правильно, нужно быстро звать на помощь взрослых.
Воспитатель: «В центре художественного творчества, какую работу можно выполнить про опасность на тонком льду?»
Дети (нарисовать спасателей, раскрасить рисунки, сделать аппликацию как дети неправильно поступают, поделку про лед.)
В центре предлагаются на выбор материалы для рисования, лепки и аппликации и для нетрадиционной техники рисования.
Воспитатель: Для того, чтобы наши зимние прогулки были веселыми и безопасными нужно помнить следующее правило:
Один на лед ты не ходи,
Чтобы не было беды.
Ну а с папой, мамой можно
Только на каток!
Воспитатель. Ребята, вы помните о том, что Медведица ждет ответ на свое письмо? Давайте вспомним правила безопасности на льду водоема, которые мы отправим ему в письме.
Дети. Не выходить на лед, так как он еще тонкий и непрочный.
Релаксация.
Воспитатель. Что интересного вы узнали? Что вам понравилось?
Чем мы занимались сегодня?
Сейчас мы вместе проговорим: «Кататься на коньках только на специально оборудованных катках. Нельзя выходить на лёд. Запрещается скатываться с горки на санках на лёд».
Все дети дружно встают в круг и говорят о своих добрых делах. Можно предложить детям рассказать о том, как они помогли, кому - то или что-то сделали для других детей. Затем протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”
Воспитатель: Шубина Н. Н. г. Тюмень 2022г.