Оксана Авжян
Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятий детьми среднего дошкольного возраста с художественной литературой.
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающие отдельные качества реальности.
Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
Публикация «Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы» размещена в разделах
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и мира литературы, помочь ему овладеть способами познания связей между действительностью и сказкой поможет знакомство с художественной литературой.
Восприятие младшего дошкольника (3-4 лет) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина, вкус и другое.
Действуя с предметами или воспринимая литературные произведения, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета или литературного жанра.
Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете, что касается художественного слова, то ребенок в этом возрасте способен отличить сказку от стихотворения, догадаться о хороших и плохих качествах героев.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов. Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. Чувство сказочности в окружающей жизни, по мере роста процессов восприятия у ребенка дошкольного возраста, все более нуждается в интеллектуальном оформлении - и художественная литература как раз и отвечают этой потребности ребенка.
Для ребенка слова художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются: дети глядят на слова как на символы вещей, они боятся некоторых слов, верят в волшебную силу других. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов.
Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он владеет всеми видами восприятий и речью - и эта связь художественной литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной.
Когда ребенок овладевает речью и процессами восприятия окружающего мира, он именует весь мир, дает всему название, как бы оживляя весь этот мир.
Знакомство с художественной литературой расширяет словарный запас, накапливает речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла, поступков, особенностей событий и обстановки.
Художественные произведения, предложенные ребенку дошкольного возраста, должны быть направлены на формирование приемов восприятия, которые могут позволить выделить последовательность событий, особенности героев, следить за их действиями и поступками, проявлениями характера, отношению к другим героям и событиям, понимания цели и смысла разворачиваемых событий, понимать характерные особенности произведения.
В книжном уголке очень хорошо организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека», которая воспитывает бережное отношение к книгам - своим и детского сада: привычка убирать их на место, по мере надобности их подклеивать, помогая в этом младшим детям. Игра вызывает у детей интерес к книге и книжному уголку, желание научиться читать. Дети начинают избирательно относиться к книгам, иллюстрациям, любимым стихам. Педагог поощряет рост интереса к поэзии, сказкам, приучая детей изготовлять для библиотеки книжки-самоделки, украшая их рисунками на темы любимых стихов и сказок, рассказов.
Процесс воспитания интереса и любви к художественному слову расширяет кругозор ребенка. Эмоционально обогащает его познавательную деятельность, развивает способность отзываться на яркую образную речь, решает все основные речевые задачи, которые ставит программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.