Герасимова Елена Вячеславовна
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Семья — это первый социальный институт, с которым сталкивается ребёнок. Это один из самых действенных и сильных факторов личностного и физического развития. Здесь дети получают свой первый опыт взаимодействия с окружающими, учатся коммуницировать,
постигают законы человеческого мира. Если в семье появляется ребёнок с особенными
потребностями, это накладывает отпечаток на каждого её члена.
Публикация «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ограничение возможностей здоровья — это диагноз, придающий всей семье новый статус.
Цели родителей сосредотачиваются на решении проблем таких детей, выработке новой
модели воспитания и взаимоотношений. Происходит преобразование системы ценностей и
взглядов. На первый план выходит обеспечение такого образа жизни, который
способствовал бы нивелированию имеющихся проблем.
Для родителя воспитание здорового ребёнка подчас вызывает большие сложности. В
отношении детей с ОВЗ ситуация может сложиться ещё труднее. Необходимо найти баланс
между опекой и предоставлением свободы, строгостью и лаской, умеренной нагрузкой,
соответствующей возможностям ребёнка, и релаксационными мероприятиями. Без
специалистов обойтись подчас довольно непросто.
Выделяют несколько видов поведения, не являющегося нормой:
• гиперопека: угнетение инициативы, лишение самостоятельности, потворство во
вред, культ болезни;
• отторжение: безразличие и невнимательность к нуждам ребёнка, неприятие болезни;
• непоследовательность: резкая смена воспитательной модели, хаос либерализма и
строгости;
• равнодушие: незаинтересованность в судьбе ребёнка, нежелание и неспособность
помочь.
Воспитание закладывает основы характера любого ребёнка и формирует схему его
будущего. Излишняя покорность, обилие капризов, инфантильность и неспособность к
принятию простейших решений — всё это результаты неправильного воспитания. Для
детей с ОВЗ, в отличие от здоровых, основной целью всех воспитательно-образовательных
мероприятий становится максимальная социализация, возможность коммуницировать с
миром на равных.
Семья ребёнка с отклонениями в развитии проходит через несколько стадий до принятия
диагноза и совершения активных действий. Сильный стресс и психологические потрясения
формируют новую социальную структуру всего жизненного уклада. В таких непростых
реалиях очень важно создание благоприятных условий для развития и возможной
реабилитации ребёнка.
Семейное воспитание должно быть подчинено некоторым принципам, которые позволят
улучшить динамику состояния:
1. Знание особенностей и потребностей.
2. Строгий распорядок дня.
3. Система коррекционных занятий.
Родители, которые знают об особенностях диагноза своего ребёнка и его возможностях в
развитии, закладывают фундамент его будущего. Дети с ОВЗ, получающие в семье
правильное воспитание, отличаются уравновешенным характером, способностью к
самоконтролю. Они обладают развитым кругозором и памятью, хотят и могут развиваться. Чёткое следование режиму, систематичность и последовательность помогают
контролировать нагрузку, упорядочивать сон и питание, совмещать прогулки на свежем
воздухе и посильные упражнения. Это полезно и для здоровых ребят, а в отношении с
особенными детьми принесё т ощутимую пользу: улучшение самочувствия, стабилизация
нервной системы, привыкание к правилам.
Помощь специалистов в развитии ребёнка — это сильное подспорье для родителей. Однако
и в кругу семьи дети получают много важных навыков, помогающих в вопросе
социализации. Именно ближайшее окружение учит основам самообслуживания, гигиены и
ухода за собой, устанавливает порядок и правила питания, закладывает полезные привычки.
Новый закон об образовании, совершивший прорыв в работе с детьми с ОВЗ, даёт таким
детям право не только на получение доступной среды, но и помощь квалифицированных
специалистов. Детям с особенностями развития сложно интегрироваться в динамичный,
непрерывно меняющийся окружающий мир, самостоятельно жить и обслуживать себя.
Поэтому на родителей возлагается такая важная задача — развитие ребёнка для будущего
благополучия.