МААМ-картинки

Особенности развития мелкой моторики у леворуких детей в период подготовки к школе

Надежда Д
Особенности развития мелкой моторики у леворуких детей в период подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы

«Особенности развития мелкой моторики у леворуких детей в период подготовки к школе».

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики рук. Эффективность комплексной психолого - педагогической работы по развитию мелкой моторики не теряет своей актуальности.

Темочки:

Обучение леворуких детей письму исторически всегда считалось серьезной педагогической проблемой. При переучивании использовали самые жесткие методы, не считаясь с индивидуальными особенностями ребенка.

В 50-х годах XX века возникла теория, согласно которой, в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за распознавание предметов по цвету и запаху, зрительное восприятие, эмоциональность, впечатлительность, образную память. А левое - за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. (3)

Однако, большая часть людей - праворукие. По данным исследователей из разных стран левшей от 5 до 30 %. Со временем число левшей сокращается по мере взросления. Но это не означает, что леворукость сама по себе исчезает. Просто праворукая среда заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Сегодня доказано, что переучивание ведет к появлению ранних детских неврозов и нарушению психического благополучия дошкольников. Доказано, что леворукость – это не патология и не недостаток развития. Это индивидуальная особенность человека, которую необходимо учитывать в воспитании и обучении. В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей. Отказ от переучивания не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, а ставит другие, связанные с дифференцированием методов обучения, комплексом гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и т. д. Очень остро они возникают на этапе подготовки леворуких детей к занятиям в школе. При обучении таких детей методика обучения должна строится иначе.

Цель работы: выявить особенности леворуких детей и разработать для них индивидуальную программу по развитию мелкой моторики в период подготовки к школе.

Задачи:

1. Изучить теоретические и практические аспекты происхождения леворукости.

2. Создать специальные условия в процессе обучения леворукого ребенка грамоте.

3. Оказать практическую помощь родителям в период подготовки леворукого ребенка к школе.

Методы работы:

- анкетирование родителей;

- опрос педагогов ДОО;

- наблюдение за воспитанниками в ходе занятий и самостоятельной работы;

- тестирование старших дошкольников на определение ведущей руки;

- практические задания.

Проведя опрос среди педагогов ДОО, мы выяснили, что среди детей от 1-3 лет –около 20 % дети отдают предпочтение левой руке, причем отмечается, что большинство из них склонны к обоерукости. В 1-й класс поступают примерно 10- 12 % явных левшей. И в старших классах уже этот процент равен 5.

Психолого – педагогическая диагностика показала следующие трудности, которые воспитанники детского сада испытывают в процессе обучения грамоте: нарушение звукопроизношения, отзеркаливание букв при письме, высокая утомляемость, проблемы в пространственном восприятии.

Для определения ведущей руки ребенка во время деятельности мы использовали упрощенные тесты – это открывание небольшой коробочки, рисование, игру в мяч, нанизывание бусин на шнурок, вырезание ножницами по контуру рисунка, «построй домик из счетных палочек», «построй из кубиков домик, сложи по образцу». (8)

В процессе обучения леворуких детей возникает множество проблем, так как нет специальных методик для их развития.

Педагогические условия.

В процессе обучения ребенка- левшу нужно научить правильно и удобно сидеть: слева от сидящего рядом ребенка, с прямой спиной, опирающейся на спинку стула, не ложиться грудной клеткой на рабочий стол, локоть левой руки должен немного выходить за край стола. Очень важно выработать правильную осанку. Левши, как никто другой, способны во время письменных заданий принимать самые невероятные позы. Рабочее место нужно расположить так, чтобы свет на лист бумаги падал справа. Тетрадь должна располагаться под наклоном, но не влево, как у правши, а вправо. Тогда ребенку будет видно, что он написал.

Очень важно научить ребенка- левшу правильно держать ручку, карандаш и кисточку. Хорошо развивает навык письма и рисования использование специальных трехгранных письменных приборов. Пальцы левши должны охватывать карандаш или ручку на 3 см выше, чем это делает правша. При письме рука ребенка должна располагаться под письменной строкой, расположение руки над строкой недопустимо - рука быстро устает, что приводит к неусидчивости, рассеянности и невнимательности ребенка. Для творчества леворуких детей имеются специальные яркие ножницы, их режущая часть развернута в другую сторону. Так же имеются точилки для карандашей, мышки и клавиатура для левшей. Для успешного обучения леворуких детей выпускаются специальные прописи.

Важной особенностью ребенка- левши является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него самым главным- способом восприятия окружающего мира. Так, например, для праворукого ребенка задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право», сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации – распространенная особенность левшей. Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет – для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать –справа налево, снизу вверх и т. п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательность цифр - все из-за того же отсутствия порядка. (5)

Очень важно во время обучения грамоте леворуких детей использовать следующие виды деятельности:

- работу по подготовке руки к письму (книжки- раскраски, копирование рисунков, лепка из пластилина и глины, работа с бисером, мелким конструктором, аппликации способом «отщипывания»);

-знакомство с образом букв, обведение ее контура (по песку, манной крупе);( 2)

-упражнения на умение ориентироваться на рабочей строке с помощью точек, заранее нанесенных взрослым;

- задания для формирования умения вести руку (нарисовать волны);

- различные гимнастики для левой руки и пальчиковая гимнастика для выработки хорошего почерка;

- упражнения на развитие пространственных представлений;

- использование разных видов штриховки для развития мускульной памяти; (4)

- поэлементный анализ конструирования печатной и письменной буквы с использованием буквенного лото;

Таким образом, данная работа по развитию мелкой моторики у леворуких детей в период подготовки к школе будет эффективной лишь в том случае, если она носит целенаправленный, систематический и последовательный характер.

Литература:

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. «Трудности в обучении леворуких детей», 2007г.

2. Безруких М. М., Князева М. Г. «Если ваш ребенок левша». Научно- методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа».- М. ; 1994 г.

3. Лисина М. И. «Адаптация леворуких детей в школе», 2005 г.

4. Маркова Т. А. «Леворукий ребенок в школе», 2004 г.

5. Равич- Щербо И. В. Психогенетика (учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психология»). Статья «Модели наследуемости леворукости по М. Аннет». Стр. 447. М. : Аспект Пресс, 2000 г.

6. Талызина Н. «Управление процессом усвоения знаний леворукими детьми», 2006 г.

7. Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007 г.

8. Шаграева О. А. «Детская психология: Теоретический курс», 2000 г.

9. Эльконин Д. Б. «Если ваш ребенок левша», 2005 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Организация уголка для развития мелкой моторики в младшей группе» к Дню мелкой моторикиФотоотчет «Организация уголка для развития мелкой моторики в младшей группе» к Дню мелкой моторики 1 сентября этого года к нам в группу пришли малыши трех лет. Перед нами, педагогами, встала главная задача – развитие мелкой моторики рук.

Фотоотчёт «Игры для развития мелкой моторики в летний период»Фотоотчёт «Игры для развития мелкой моторики в летний период» Воробьева М. Г. Лето – наилучшее время года для всестороннего развития ребенка благодаря длинному световому дню, насыщенному витаминами.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития мелкой моторики у леворуких детей в период подготовки к школе
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 20:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития мелкой моторики у леворуких детей в период подготовки к школе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Д (УИ 3481715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД