МААМ-картинки

Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике

Нина Митрофанова
Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития математических способностей детей младшего возраста - одна из наименее разработанных на сегодня дидактических и методических проблем обучения математике в начальных классах. Крайняя разнородность взглядов на само понятие "математические способности" приводит к тому, что до сих пор отсутствуют концептуально обоснованные методики, что в свою очередь порождает сложности в работе учителей. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Публикация «Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике» размещена в разделах

Данная тема является актуальной, так как в последнее время стало уделяться повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребенка.

При всей разнородности высказываемых мнений исследователей, занимавшихся проблемами математических способностей, отмечают, специфические особенности мышления математически способного ребенка, а именно, гибкость мышления, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые варианты решения проблемы при измененных условиях. Очевидно, что эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти, воображения и восприятия.

Наиболее благоприятным периодом для развития индивидуальных особенностей является младший школьный возраст. Именно в это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Возможность полного и интенсивного развития математических способностей, как и способностей вообще, зависит от уровня развития характерологических черт, особенно волевых черт характера.

Как бы ни были блестящи способности человека, но если у него нет привычки усидчиво и упорно работать, он вряд ли способен достигнуть больших успехов в деятельности. Он в лучшем случае так и останется лишь потенциально способным. Упорство, настойчивость, работоспособность, трудолюбие постоянно проявляются в математической деятельности одаренных учащихся.

Математические способности - это совокупная характеристика, в которой отражаются особенности разных психических процессов : восприятия, мышления, памяти и воображения.

Признаки, по которым можно судить о наличии у детей математических способностей :

а) систематичность и последовательность мышления;

б) отчетливость мышления;

в) способность к обобщениям;

г) сообразительность;

д) способность к установлению связи между приобретенными математическими знаниями и явлениями жизни;

е) память на числа.

Для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

1. Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.

2. Деятельность школьника должна быть по возможности творческой.

3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.

Математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.

Математические способности можно выявить и оценить на основе того, как ребёнок решает определённые задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков.

Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на:

-постепенное усложнение материала;

-поэтапное увеличение объема работы;

-повышение уровня самостоятельности учащихся;

-интеграцию знаний и способов деятельности;

-привлечение элементов теории для решения познавательных задач;

-обучение способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно) с учетом принципа вариативности задач;

-формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей : беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени, гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую, оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых);

-любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Важные показатели хорошего развития учеников-активность и самостоятельность во всех видах учебной деятельности. Совершенно очевидно, что эта работа младших школьников невозможна без овладения ими познавательными универсальными действиями. В статье Налимовой И. В., Шевчук А. В. представлены результаты изучения логических УУД, без формирования которых невозможно развивать математические способности учащихся.

В процессе развития способностей главенствующую роль играет учитель, его профессионализм. Поэтому для процесса развития способностей так важна личность учителя, его жизненная позиция. Только педагог с активной жизненной позицией, постоянно занимающийся личным и профессиональным самосовершенствованием, постигающий новые педагогические технологии, методы и приёмы может достичь высоких успехов в процессе развития математических способностей своих учеников.

Список использованной литературы:

1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст] / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2013. - №1. – 44 - 53 с.

2. Колмагоров, А. Н. О развитии математических способностей школьников [ Текст] / А. Н. Колмогоров. – Москва. 2001 г.

3. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [ Текст ] / В. А. Крутецкий. – Москва. 1968 г.

4. Налимова И. В., Шевчук А. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при обучении математике [Текст] / И. В. Налимова, А. В. Шевчук // Ярославский педагогический вестник 2015. №3, - 43-47 с.

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Дидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для развития математических способностей дошкольниковДидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для развития математических способностей дошкольников Развитие математических способностей, по мнению учёных необходимо развивать в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте необходимо.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Головоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольниковГоловоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Обучающая и развивающая дидактическая игра для развития математических способностей «Умный слоник»Обучающая и развивающая дидактическая игра для развития математических способностей «Умный слоник» Хочу предложить Вашему вниманию обучающую и развивающую дидактическую игру «Умный слоник», которая решает целый ряд задач:1. Развитие координации.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике
Опубликовано: 16 марта 2022 в 14:37
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД