Нина Митрофанова
Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития математических способностей детей младшего возраста - одна из наименее разработанных на сегодня дидактических и методических проблем обучения математике в начальных классах. Крайняя разнородность взглядов на само понятие "математические способности" приводит к тому, что до сих пор отсутствуют концептуально обоснованные методики, что в свою очередь порождает сложности в работе учителей. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Публикация «Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Данная тема является актуальной, так как в последнее время стало уделяться повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребенка.
При всей разнородности высказываемых мнений исследователей, занимавшихся проблемами математических способностей, отмечают, специфические особенности мышления математически способного ребенка, а именно, гибкость мышления, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые варианты решения проблемы при измененных условиях. Очевидно, что эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти, воображения и восприятия.
Наиболее благоприятным периодом для развития индивидуальных особенностей является младший школьный возраст. Именно в это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Возможность полного и интенсивного развития математических способностей, как и способностей вообще, зависит от уровня развития характерологических черт, особенно волевых черт характера.
Как бы ни были блестящи способности человека, но если у него нет привычки усидчиво и упорно работать, он вряд ли способен достигнуть больших успехов в деятельности. Он в лучшем случае так и останется лишь потенциально способным. Упорство, настойчивость, работоспособность, трудолюбие постоянно проявляются в математической деятельности одаренных учащихся.
Математические способности - это совокупная характеристика, в которой отражаются особенности разных психических процессов : восприятия, мышления, памяти и воображения.
Признаки, по которым можно судить о наличии у детей математических способностей :
а) систематичность и последовательность мышления;
б) отчетливость мышления;
в) способность к обобщениям;
г) сообразительность;
д) способность к установлению связи между приобретенными математическими знаниями и явлениями жизни;
е) память на числа.
Для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:
1. Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.
2. Деятельность школьника должна быть по возможности творческой.
3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.
Математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.
Математические способности можно выявить и оценить на основе того, как ребёнок решает определённые задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков.
Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на:
-постепенное усложнение материала;
-поэтапное увеличение объема работы;
-повышение уровня самостоятельности учащихся;
-интеграцию знаний и способов деятельности;
-привлечение элементов теории для решения познавательных задач;
-обучение способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно) с учетом принципа вариативности задач;
-формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей : беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени, гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую, оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых);
-любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Важные показатели хорошего развития учеников-активность и самостоятельность во всех видах учебной деятельности. Совершенно очевидно, что эта работа младших школьников невозможна без овладения ими познавательными универсальными действиями. В статье Налимовой И. В., Шевчук А. В. представлены результаты изучения логических УУД, без формирования которых невозможно развивать математические способности учащихся.
В процессе развития способностей главенствующую роль играет учитель, его профессионализм. Поэтому для процесса развития способностей так важна личность учителя, его жизненная позиция. Только педагог с активной жизненной позицией, постоянно занимающийся личным и профессиональным самосовершенствованием, постигающий новые педагогические технологии, методы и приёмы может достичь высоких успехов в процессе развития математических способностей своих учеников.
Список использованной литературы:
1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст] / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2013. - №1. – 44 - 53 с.
2. Колмагоров, А. Н. О развитии математических способностей школьников [ Текст] / А. Н. Колмогоров. – Москва. 2001 г.
3. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [ Текст ] / В. А. Крутецкий. – Москва. 1968 г.
4. Налимова И. В., Шевчук А. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при обучении математике [Текст] / И. В. Налимова, А. В. Шевчук // Ярославский педагогический вестник 2015. №3, - 43-47 с.