Семенкова Эльмира
Особенности развития фонематических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями (с легкой умственной отсталостью)
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности развития фонематических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями (с легкой умственной отсталостью)»
На современном этапе остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Публикация «Особенности развития фонематических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями (с легкой умственной отсталостью)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Проблема формирования фонематических процессов у детей с нарушением интеллекта является актуальной, так как они положительно влияют на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает предотвратить более стойкое недоразвитие фонематической системы и подтягивает формирование звукопроизношения, которое в онтогенезе всегда зависит от сформированного речевого слуха.
Особенно актуально выявление недостатков фонематического развития (в соответствии с возрастной нормой) у детей младшего школьного возраста, когда созревание и становление фонематических процессов происходит наиболее интенсивно.
Задачей педагога является выявление уровня развития фонематических процессов у детей с нарушением интеллекта в сопоставлении с нормой и разработка дифференцированных занятий и упражнений для их развития.
Различные недостатки речи среди детей с ОВЗ встречаются значительно чаще,чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.
Обусловлено это комплексом причин
ОРГАНИЧЕСКИЕ-локальные или очаговые поражение головного мозга недоразвитие отделов головного мозга.
ПСИХОГЕННЫЕ причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера,психологические переживания (сильнейший испуг,утравта родственников)
СОЦИАЛЬНЫЕ причины-все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников,в семье говорят на двух языках,глухие родители, умственная отсталость в семье).
От 60 до 90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи.
Как учитель логопед могу сказать,что за последние годы в первый класс нашей школы-интернат 8 вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи в той или иной степени и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.
И самое главное нарушение речи у детей носят системный характер,т. е затрагивает фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение и звукоразличие,лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую,диалогическую, фразовую, грамматический строй речи).
Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать вывод)
Растройства речи у этих детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Для умственно- отсталых школьников характерны нарушения познавательной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер психики, которые приводят к социальной дезадаптации.
Интеллектуальные нарушения напрямую связаны с недоразвитием познавательной деятельности. Именно поэтому в моей работе с ребенком с УО важен акцент на формирование способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию. Например,я помогаю ребенку различать фонетически близкие звуки, сравнивая их звучание и артикуляцию. При этом очень важно на каждом занятии работать с речевой системой в целом: не только с фонетико-фонематической, но и с лексико-грамматической стороной речи.
Необходимо:
• По максимуму использовать наглядные материалы.
• Стимулировать интерес ребенка к занятиям.
• Вести занятия в спокойном темпе, часто менять вид деятельности и дозировать нагрузку — дети с УО быстро устают и теряют концентрацию.
• Учитывать индивидуальные особенности ребенка : работоспособность, уровень развития речи, симптоматику и пр.
• Использовать упражнения для рук и логопедическую ритмику. Это стимулирует моторное развитие — в том числе улучшает артикуляционную моторику, которая напрямую связана с ручной.
• Уделять максимум внимания закреплению речевых навыков, в противном случае дети с интеллектуальными нарушениями быстро их забудут. Упражнения нужно часто повторять, понемногу добавляя новые элементы.
• Объяснить педагогам и родителям / законным представителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр., иначе ребенок их утратит.
• Работать совместно с психологами, дефектологами, врачами. Приемы и методы логопедии позволяют корректировать речевые нарушения у детей с УО только на благоприятном фоне. Если ребенок болен, не может справиться с психическими нарушениями, не способен к самоконтролю, логопедическая работа вряд ли будет успешной.
Речевые нарушения у детей с умственной отсталостью очень стойкие, новые навыки формируются медленно и утрачиваются быстро. Вы должны быть готовы к долгой работе. Обязательно объясните родителям или законным представителям, что быстрого прогресса не будет — завышенные ожидания и излишнее давление на ребенка только помешают вашей работе.
При работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями я решаю три главных задачи:
формирует правильное произношение, развивает связную речь и помогает усвоить грамматические и лексические связи. Отсюда и содержание коррекционной программы:
• Освоение лексических и грамматических связей.
Цель занятий — сформировать достаточный словарный запас для социализации ребенка.
• Формирование грамматического строя.
Цель занятий — обучить словоизменению и словообразованию, формированию предложений (в первую очередь простых, развить общее понимание речи.
• Формирование звуковой стороны речи.
Цель занятий — развить восприятие звуков, научить произносить их четко и внятно, развить навык произнесения слов разной звуко-слоговой структуры.
• Развитие связной речи.
Цель занятий — обучить ребенка самостоятельно разговаривать: вести беседу, пересказывать историю и пр.