Ольга Власова
Особенности работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать +Заказ
Работа с одаренными детьми – сколько на эту тему написано монографий, диссертаций, сколько педагогов уже поделились опытом работы с такими детьми! Думаю, не ошибусь, если скажу, что преобладающее количество практикующих учителей ежедневно ведут работу с одаренными детьми. Кто-то делится опытом работы с ними, кто-то пишет диссертации и научные труды. Но сколько бы ни было работ по этой теме, быстро меняющиеся реалии образования привносят в работу с детьми, в том числе, одаренными, новые технологии, рождают новые приемы и методики.
Публикация «Особенности работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Задача учителя- выбрать из огромного числа этих методик те, применение которых даст наибольший результат в работе с одаренным ребенком. И главное, чтобы этот результат был.
Начнем с того, а кто же такой одаренный ребенок. Определений и подходов очень много.
Так, Франц Монкс в работе «Одаренные дети» говорит, что «одаренным можно назвать ребенка, имеющего хороший интеллект и высокие достижения. Безусловно, и успехи, и интеллект присутствуют во всех основных научных моделях одаренности, но они являются лишь частью многих других компонентов данного понятия. Кроме того, научные модели различаются по тому, на какой аспект одаренности они делают акцент. Согласно одним моделям, центральной составляющей одаренности являются врожденные способности, другие же ключевым звеном считают взаимодействие со средой или же делают ставку на чем-то еще.»[1] Но если интеллект не является единственным и самым важным компонентом одаренности, то что же такое одаренность? Кто же такой одаренный ребенок?
Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»[2].
Приводить другие определения, скорей всего, будет излишним. Разберемся, а как формируется это качество.
Многие исследователи ставят в один ряд такие понятия, как одаренность, способности, талант, гениальность. Убеждают нас в том, что между этими категориями практически нет различий. Однако если мы посмотрим словари, что увидим, что разница есть, и она существенна. Так к какой категории можно отнести одаренного ребенка?
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков, что проявляется в наличии способностей, и социальной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. А это, как известно, может «перевести» способности на более высокий уровень их проявления- талант и даже гениальность.
Практика показывает, что если однажды ученик получит статус одаренного ребенка, это не значит, что он этот статус сохранит навсегда. Различные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок утратит интерес к данному предмету или данной теме. Он перестал быть одаренным? Скорее всего, нет. Поэтому рациональнее будет, если к таким детям будет применяться статус «ребенок с признаками одаренности»
Как отличить одаренного ребенка от обычного ученика? А. И. Доровский говорит, что таких детей отличают следующие признаки:
1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений. [3]
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности. Как построить эту деятельность, как помочь ребенку не растерять качества, которые в будущем могут сделать его светилом науки? Какие технологии подобрать учителю, чтобы ребенок не растерял интереса к предмету?
Ответ на эти вопросы дает ФГОС и различные документы и программы по работе с особенными, одаренными детьми.
Почему растет интерес к работе с одаренными детьми? Я думаю, что это объясняется общественными потребностями. Прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Современный мир требует от человека не только высокой активности личности, но и ее высокоразвитых умений, способности нестандартно мыслить, принимать оригинальные решения. Именно поэтому одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 процентов. Это очень маленький показатель.
Еще один факт - около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если педагог не будет заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства»
Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, ФГОС[4] делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т. е. способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Именно этот документ говорит о том, что школе необходимо обеспечить условия «для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому сегодня важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Но часто проблемой педагога, школы является тот факт, что одаренного ребенка не всегда видно. Для того, чтобы определить наличие этой самой одаренности, необходимо помнить, что творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и раскрывается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой и развивающим компонентом является ярко выраженная познавательная потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации. Как ее определить? Вот тут и требуется глубокая диагностика, которая не просто выявит повышенный уровень способностей ребенка, но и поможет педагогу выбрать оптимальные методы и приемы работы с такими детьми.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся научно-техническое и технологическое развитие общества, формирование информационного общества, активная интеграция России в мировое сообщество и развитие гражданского общества ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве. Для того, чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в нашем случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом.