Наталья Чаус
Особенности преподавания учебных предметов в соответствии с обновленными ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО 2021).
В основу разработки ФГОС 2021 положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. Главной особенностью обновленного ФГОС заявлена конкретизация требований к обучающимся, так как результаты обучения на предыдущих этапах были недостаточно детализированы. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном ФГОС все виды результатов усилены и систематизированы. Усиление проявляется в конкретизации формулировок и их четкой классификации.
Публикация «Особенности преподавания учебных предметов в соответствии с обновленными ФГОС НОО» размещена в разделах
Принципиальным отличием ФГОС НОО 2021 является ориентир на формирование функциональной грамотности.
В профессиональной деятельности в условиях системнодеятельностного подхода необходимо руководствоваться следующими положениями:
Цель:
Необходимо исключить передачу готовых знаний.
Нужно стремиться к развитию умений по открытию и применению знаний. 2. Обучающая деятельность:
Необходимо исключить или ограничить позицию «учитель – транслятор знаний», ориентацию на «среднего» ученика, а так же фронтальную работу.
Нужно стремиться к позиции «учитель-организатор учебной деятельности», дифференцировать требования, применять групповую и индивидуальную работу.
3. Учебные задания :
Необходимо исключить или ограничить репродуктивные задания на повторение и запоминание.
Важно использовать продуктивные задания на применение знаний, интеграцию, перенос знаний, формирование УУД.
Рассмотрим, какие изменения произошли в преподавании учебных предметов.
Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте» : обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.
В «Азбука», авт. В. Г. Горецкий и др. включены понятия «звонкий» и «глухой» согласный с первого этапа изучения букв согласных звуков. До этого изучали только понятие «согласный, твердый, мягкий».
Дополнены задания на работу с информацией:
Выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника.
Заменены некоторые слова, предлагаемые для звукового и слогового анализа.
Добавлены авторы и названия текстов, задания к текстам азбуки. Частично обновили художественное оформление.
В учебнике «Русский язык», авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
уточнены определения ряда лингвистических терминов:
например, текст.
Добавлены задания на развитие предметных умений :
«применять изученные правила правописания»; «находить в тексте слова, значение которых требует уточнения»; «применять изученные правила правописания»
Добавлены задания на развитие метапредметных умений :
например, на развитие самоорганизации («выстраивать последовательность учебных операций при списывании»); самоконтроля («оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений»).
Добавлен условный знак «Работаем с дополнительной информацией».
Включена работа с разными видами словариков (толковый, орфографический, орфоэпический, использование словариков в конце учебника.
В литературном чтении включены определения к терминам :
потешка, считалка.
Включены термины:
заголовок, идея, фольклорная сказка, фольклор.
Увеличено количество заданий на развитие коммуникативных универсальных учебных действий :
добавили групповые проектные задания.
Увеличено количество заданий на развитие предметных умений :
«подтверждать свой ответ примерами из текста»;
«использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения)»;
«ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям»;
«сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений)»;
«различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные, рассказы, стихотворения)».
Расширено содержание:
«Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. … Герои сказочных произведений.», «Произведения о родной природе».
Включены новые тексты, увеличен фрагмент сказки. Добавлены учебные задачи и вопросы.
Например, придумай, чем могла бы закончиться история с Кляксичем. Начни так: «Буквы решили объединиться и не дать себя в обиду.»
Почему стихотворение называется «Про Медведя»? Обсудите с другом, только ли о Медведе идёт в нём речь. Придумайте своё название (заголовок)
Если тебе интересно послушать, как свои стихотворения читает автор — С. Я. Маршак, то обратись к Интернету.
Какая мысль (идея) в сказке самая важная?
Чему учит это произведение? Выскажи свою точку зрения.
Придумай свой вопрос к стихотворению, к рассказу.
Отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов.
Усложнение предметных результатов от класса к классу на примере результата, связанного с формированием и развитием техники чтения:
В 1 классе дети должны владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
в ФГОС НОО 2021 года в учебном предмете «Математика» появилось новое название «Математическая информация». Например, содержание блока «Геометрические фигуры» изучается в определенном порядке :
1) ориентировка в пространстве;
2) фигуры и действия над ними;
3) построения;
4) измерения;
5) решение проблем.
В новом блоке «Математическая информация» предусмотрено ознакомление с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира, работа с утверждениями, решение логических задач, выполнение информационных действий. Уже с первого класса обучающимся рекомендуется участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
Увеличено количество заданий на развитие метапредметных умений :
«применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка, обобщение»;
«конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение»;
«ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии»;
«использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ».
добавлены темы «Куб. Шар», «Счёт десятками».
Переработана формулировка вопросов к заданиям метапредметного уровня :
Например, «Сколько способов тебе удалось найти?», «По какому правилу составлена каждая таблица? Найди его и заполни последние строчки каждой таблицы», «Сколько ответов тебе удалось найти?».
Дополнили задачу вопросом или заданием.
Пример практической задачи.
У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков?
Слово «всего» – прямое указание на ход решения, оно содержит ограничение поиска. Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», то есть происходит освоение способа решения сходных задач. Решение учебной задачи – это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности.
Пример учебной задачи.
У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения.
«Сколько есть способов решить эту задачу? Запиши все»
Добавлены задача и информация по раздельному сбору мусора. (экологическое воспитание)
Добавлены задачи на логику.
Добавлены задачи на распознавание истинных и ложных высказываний.
В коробке лежат красные и синие шарики. Из коробки, не глядя, взяли 2 шарика. Верно ли, что взятые шарики будут обязательно одного цвета? Обязательно разного цвета? Неизвестно?
Добавлено задание на дополнение алгоритма действий.
Как отправить фотографию
со смартфона?
Закончи план действий.
1. Открыть Галерею.
2. Выбрать фотографию.
3. Нажать на значок «Передать».
4. Выбрать приложение.
5. Указать… .
Ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии.
Семья установила в квартире систему «умный дом». В неё объединили кондиционер, телевизор, 5 розеток, люстру и охранную сигнализацию.
Сколько всего устройств вошло в систему «умный дом»?
Запиши только ответ.
Добавлена информация о системе «Умный дом».
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах.
На уроках математики у обучающихся формируется математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает математическую грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нём на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность.
Существенной особенностью предмета «Окружающий мир» является то, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Таким образом, все перечисленное выше доказывает, что предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.
В учебник по окружающему миру добавлено новое содержание:
информация о высоком уровне научно-технологического развития страны, безопасной езде на самокатах и роликовых коньках.
Включены новые темы:
«Как измеряют температуру?», «Зачем нужно соблюдать правила безопасного поведения в природе?», «Зачем нужна вежливость?».
Добавлены новые рисунки.
Тема «Что мы знаем о Москве?» и др темы, в них переработан теоретический материал.
Добавлена информация о центре развития науки и техники «Сколково»
Тема «Что умеет компьютер?»
Добавлены вопросы:
«Приходилось ли вам пользоваться Интернетом? Как вы используете электронный дневник, электронные ресурсы школы?»
Добавлена информация о безопасном использовании этих ресурсов.
В рубрику «Странички для любознательных» добавлено задание на формирование информационных умений:
«В Интернете зайдите на сайт Московского зоопарка.
Что можно узнать о зоопарке на сайте?
В разделе «О зоопарке» найдите пункт «Веб-камеры».
Понаблюдайте за жизнью животных зоопарка в режиме онлайн».
Добавлена тема «Зачем нужен режим дня?»
Исключена тема «Зачем нам телефон и телевизор?»
Добавлена информация о правильном питании.
Дополнен вывод: «Питание должно быть разнообразным».
Тема «Зачем строят корабли?»
Добавлена информация о современном ледокольном флоте России.
Обновленный ФГОС НОО определяет требования к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.