НУРСЛУ Сатанова
«Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста»
Подготовили:
Сатанова Нурслу Абдыкалыковна, инструктор по физической культуре,
Пикалова Надежда Викторовна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе
Публикация «„Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Подвижные игры. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – это важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка.
Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
Важную роль в этом играет утренняя гимнастика, как один из важнейших компонентов двигательного режима детей раннего дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика – это самый простой и доступный способ поддержать и сохранить свое здоровье.
Утренняя гимнастика – это система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра.
Главная задача утренней гимнастики - «разбудить» организм ребенка : движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все физиологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.
В детском саду утренняя гимнастика впервые вводится в режим дня в первой младшей группе.
Её проводят:
- с начала года,
- ежедневно,
- со всеми воспитанниками группы одновременно.
При этом следует учитывать возрастные особенности детей, в частности, мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость.
Нужно иметь в виду, что некоторые движения просто вредны детям: нельзя разрешать им прыгать с высоты, требовать правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения.
Продолжительность утренней гимнастики – 4-5 мин.
Содержание гимнастики составляют : 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег.
Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующаяся с медленным бегом, и построением.
Ходьбу следует проводить в спокойном, неторопливом темпе.
Бег должен быть спокойным, легким, достаточно продолжительным ( рекомендовано: 20-30 с в первую половину года и 40 с - во вторую).
Затем, выполняется перестроение - в начале учебного года дети встают врассыпную, в конце года овладевают построением в круг.
Общеразвивающие упражнения повторяют комплекс упражнений с занятий по физическому развитию (так же один комплекс на две недели) – во время зарядки не обучают новым видам движений, новым играм - дети выполняют знакомые движения. Упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.
Целесообразно комплекс упражнений повторять через 2-3 месяца.
Для детей раннего возраста рекомендовано использовать положения на стульях, скамье, полу, лежа на спине и на животе.
Исходные положения «лежа», «сидя» выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.
Упражнения с предметами (погремушки, флажки, кубики и т. д.) вводятся со второй половины года.
После общеразвивающих упражнений проводится бег (можно прыжки) или подвижная игра.
Заканчивается зарядка спокойной ходьбой.
Использование музыкального сопровождения на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
Подвижная игра является важным средством физического воспитания.
Подвижная игра – это :
- игровая деятельность, построенная на движениях.
- сознательная активная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением задания и связана с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры проводятся во всех возрастных группах детского сада.
Подвижные игры включаются :
- в физкультурные занятия детей,
- в утреннюю гимнастику,
- в структуру прогулки,
- в часы самостоятельной деятельности детей.
При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнять задание, смелость, ловкость, развивается координация.
Особенности :
1. Прежде чем организовывать подвижные игры с детьми раннего возраста, необходимо, чтобы дети некоторое время упражнялись в освоении основных движений. Для этого используются игровые упражнения, где перед ребенком ставятся простые двигательные задачи:
- принести флажок,
- добежать до кубика,
- догнать мяч,
- доползти до погремушки,
- позвонить в колокольчик и др.
2. Для малышей подбираются игры с простыми правилами:
- дети должны действовать по сигналу (хлопку, удару в бубен,
- передвигаться стайкой или друг за другом,
- возвращаться по сигналу на места.
3. Кругозор детей раннего возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц).
4. Сначала роль водящего выполняет педагог, а все дети выполняют однородные роли или двигательные задания (все дели – «птицы», воспитатель – «птица-мама»).
Только после того, как дети хорошо освоят игру, они постепенно переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – «птицы», один или два ребенка – «автомобили»). Количество ролей в играх незначительно (1-2).
5. Объяснения, показ движений делаются педагогом в ходе самой игры - не объясняются заранее. Объяснение должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями голоса взрослый старается охарактеризовать персонаж.
Педагог обязательно показывает, как выполняются движения - для игр детей раннего возраста характерны имитационные движения: «прыгаем, как зайчики», «летаем как птички» и т. д.
6. Подвижные игры часто сопровождаются словами: стихами/речитативом, которые подсказывают, какое движение и как надо выполнять; служат сигналом для начала и окончания игры, задают общий темп игре.
7. С детьми до 1,5 лет игры проводятся индивидуально или небольшими группами по 3-4 ребенка; педагог следит, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в игре.
Детей старше 1,5 лет можно объединять в игре по 8-10 человек, а также проводить со всей группой; педагог регулирует число повторений и подбирает разные по трудности игры, обеспечивая определенную физическую нагрузку.
8. Итог игры должен быть оптимистичным, конкретным, коротким; малышей обязательно надо похвалить (например, «Молодцы, убежали от собачки!»)
9. Допускается повторение одной и той же игры - 2-3 раза подряд, далее детям предлагается новая игра или из числа разученных ранее, а затем снова вернуться к первой игре. Это связано с тем, что маленькие дети довольно медленно усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками.
Примеры комплексов утренней гимнастики
Занятия с детьми 2-3лет : первые шаги в математику, развития движения. Г. И. Винникова
Общеразвивающие упражнения раннего возраста № 1 (без предметов)
1. И, п. : стоя, повернуться к воспитателю. Поднять руки в стороны и опустить («птички машут крыльями») повторить 4-6 раз.
2. То же. Присесть, постучать несколько раз пальцами по коленкам («птички клюют зернышки», выпрямиться поднять руки вверх. Повторить 4-6 раз.
3. Бег («птички летают»).
4. Ходьба за воспитателем.
Общеразвивающие упражнения раннего возраста № 2 (с погремушками)
1. И, п. : сидя, ноги свободно на полу. Поднять погремушки вверх, отрясти и опустить. Повторить 2-3 раза каждой рукой.
2. И, п. : стоя. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, показать руки воспитателю; присесть, взять погремушку, выпрямиться и показать ее воспитателю. Повторить 4-6 раз.
3. И, п. : лежа на животе, руки с погремушкой у подбородка. Вытянуть руки вперед, показать погремушку и спрятать ее у груди. Повторить 4-6 раз.
4. Свободно поплясать с погремушкой.
5. Ходьба за воспитателем.
Общеразвивающие упражнения раннего возраста № 3 (без предметов, на стульчиках)
1. И, п. : сидя на стуле, руки на коленях. Поднять руки через стороны вверх, опустить на колени. Повторить 4-6 раз.
2. И, п. : сидя на стуле, руками держаться за сиденье с боку. Поднять одну ногу и опустить, поднять другую ногу, опустить. Повторить 3-4 раза.
3. И, п. : стоя за стульчиком, держаться за спинку. Присесть и выпрямиться («спрятались от воспитателя и показались»). Повторить 4-6 раз.
4. И, п. : стоя, руки свободно. Подскоки на месте (15-20секунд).
5. Спокойная ходьба между стульями за инструктором (воспитателем).
Комплекс утренней зарядки «Прятки»
1. Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.
2. Общеразвивающие упражнения на стульях
«Покажите руки». И. п. : сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, показать ладони, опустить. Повторить 4 раза.
«Спрячьте голову». И. п. : то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.
«Приседание». И. п. : ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.
3. Ходьба на носках. Ходьба стайкой.
Примеры подвижных игр
Людмила Николаевна Галигузова, Софья Юрьевна Мещерякова
Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста
«Ходим вереницей»
Дети встают в шеренгу и берут друг друга за плечи (или поясок). Педагог водит вереницу по группе в разных направлениях и приговаривает: «Вот какая у нас веревочка (змейка, ленточка)».
«Змейка» может огибать препятствия, встретившиеся на пути (стол, стульчики, модули и т. п.).
«Слоны и мышки»
Воспитатель предлагает малышам: «Давайте поиграем в мышек. Мышки маленькие, ножки у них тоже маленькие. Мышки бегают быстро, но тихо-тихо, их почти не слышно». Взрослый показывает, как маленькими быстрыми шажками бесшумно передвигается мышка и побуждает детей подражать ему.
Через некоторое время воспитатель останавливается и говорит детям: «Мышки, стойте! Слышите, кто-то громко топает? Это идет слон».
Воспитатель начинает топать, приговаривая низким голосом: «Топ-топ». Педагог объясняет детям: «Слоны большие, и ноги у них большие. Слоны ходят медленно, большими шагами, вот так. Давайте походим как слоны».
Взрослый вместе с детьми ходит по группе, произнося в ритм шагов: «Топ-топ».
В дальнейшем игру можно усложнить, предложив малышам по команде поменять темп движения («Сейчас вы мышки, а теперь вы слоны», или, разделив детей (по их желанию) на две группы (слоны и мышки, попросить по очереди изобразить мышек и слонов.
«По ровненькой дорожке»
Воспитатель чертит или выкладывает на полу три дорожки, в конце каждой из них он кладет обруч.
Педагог берет за руки двух малышей и проводит их по дорожкам (воспитатель идет по средней дорожке, читая стихотворение:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Когда взрослый вместе с детьми доходят до конца дорожек, со словами «в ямку бух» они присаживаются в обручи.
Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».
«Пузырь»
Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.
Указания к проведению. Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.
Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.
«Мой веселый звонкий мяч»
Цель. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
С. Маршак
Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.
Указания к проведению. При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты.
Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.