Лариса Тафинцева
Особенности индивидуальной работы учителя с подростком, больным шизофренией
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Шизофренией страдает около 1 % населения Земли. Этот процент не зависит от доходов, политической системы, расы и национальности. На 50 % заболевание имеет генетическую основу. При этом шизофрения считается полигенным заболеванием, на сегодня изучено влияние только нескольких генов на развитие шизофрении, но о рисках и прогнозе болезни уже можно говорить.
Шизофрения - это болезнь головного мозга, которая нарушает способность человека правильно мыслить, контролировать свои эмоции, принимать решения и общаться с другими людьми. Шизофрения не является результатом плохого обращения родителей с ребенком или слабости нервной системы, а возникает, по всей вероятности, из-за нарушений химических процессов в головном мозге. Большинство больных шизофренией не представляют опасности для окружающих, даже несмотря на то, что их поведение может выглядеть странным или непредсказуемым. ("Психиатрия" О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский.)
Темочки:
Вопреки бытующему мнению, шизофрения – это не "раздвоение личности". Шизофрения – это душевное расстройство, тип психического заболевания, при котором человек не может отличить реальность от воображения. Время от времени люди с психическими расстройствами теряют связь с реальностью. Мир может выглядеть как беспорядочная смесь путаных мыслей, образов и звуков. Поведение людей больных шизофренией может быть очень странным и даже шокирующим. Внезапные изменения личностного и поведенческого характера, которые случаются когда больные теряют связь с реальностью, называются психотическим эпизодом. Название "шизофрения" дал этой болезни Э. Блейлер, который обнаружил её наиболее существенный признак - группу нарушений психики, проявляющихся в расстройствах восприятия, мышления, эмоций, поведения и "расщепления психики". Последняя характерная особенность и есть перевод с греческого языка термина "шизофрения", который происходит от двух корней - "расщепляю" и "душа", или "ум". Имеется целый ряд клинических признаков, а также нейрохимических, психологических, нейрофизиологических; существует целый ряд теорий шизофрении, но ни одна из них не может полностью объяснить все проявления этого заболевания, так как этиология шизофрении остаётся неизвестной.
К счастью, шизофрения у детей встречается редко, поражая только одного ребенка на 40,000, при этом у взрослых до 1 человека на 100. Дети с шизофренией испытывают трудности в быту. Начальные стадии заболевания проявляются в том, что ребенок испытывает проблемы, которые связаны с концентрацией внимания, нарушением режима сна, учебой, а также с нежеланием общаться. Развитие болезни характеризуется бессвязной речью, ребенок начинает видеть или слышать вещи, не видимые и не слышимые окружающими. Также могут проявляться некоторые симптомы, в связи с которыми их можно спутать с детьми, страдающими аутизмом или другими распространенными пороками развития, которые встречаются у 1 на каждые 500 детей.
Этиология и патогенез шизофрении.
Шизофрению относят к болезням наследственного предрасположения, реализации которого часто, но не всегда способствуют различные внешние вредности.
О значении наследственной отягощенности в развитии шизофрении прежде всего свидетельствуют многочисленные клинико-генетические исследования. Такие исследования показали, что среди кровных родственников больных шизофренией доля лиц, также страдающих шизофренией или являющихся шизоидными психопатами, существенно выше, чем среди родственников здоровых людей.
Определенное значение в развитии шизофрении придаётся преморбидным особенностям личности. Значительная часть больных шизофренией до начала заболевания обладают шизоидными свойствами разной степени выраженности.
Фактор пола существенного влияния на возникновение шизофрении не оказывает: распространённость шизофрении среди мужчин и женщин одинакова. В то же время у женщин течение болезни в целом более благоприятное, доля приступообразных форм шизофрении у них выше, тогда как у мужчин выше доля непрерывнотекущих форм.
Неблагоприятным внешним воздействиям ситуационного и биологического порядка отводится провоцирующая, «выявляющая» роль в развитии шизофрении. Среди таких провоцирующих факторов особенно актуальны острый эмоциональный стресс, острые соматические и инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, роды, в том числе физиологические.
Психологические и биологические вредности часто предшествуют манифестации шизофрении. Однако у значительной доли больных шизофрения возникает спонтанно (без предшествующих стрессовых воздействий).
Шизофрения нередко развивается на измененной биологической или социально психологической почве (церебрально-органическая недостаточность, алкоголизм, наркомании, затяжные соматические заболевания, хронические психотравмирующие ситуации). В основном признаётся патопластическое влияние измененной биологической и социально психологической почвы, т. е. влияние на клиническое оформление шизофрении и в известной мере на её динамику. Вместе с тем, нельзя исключить и определенного участия этих изменений в выявлении болезни. ("Странности нашего мозга. " Стивен Джуан.)
Высказывалось суждение, что значение имеет не сам наследственный фактор, а воспитание детей в семье, где один из родителей болен психозом или был наделен тяжелыми психопатическими чертами. Особенно обращали на себя внимание матери подростков, заболевших шизофренией. Появился даже специальный термин «мать шизофреника»— schizophrenic mother. Такая мать обычно лидирует в семье и наделена чертами характера, сходными с паранойяльной акцентуацией. Она некритична к состоянию и поведению больного, предъявляет врачам невыполнимые требования, подозрительна, вязка, неспособна перенести разлуку с больным при его госпитализации, с которым у нее устанавливается «симбиотическая связь»— патологическая взаимозависимость, с ее стороны сочетающая сверхопеку со скрытыми элементами эмоционального отвержения. Отношение самого больного подростка к матери бывает амбивалентным: нелепые требования, черствость и холодность могут сочетаться с привычной зависимостью от матери, и бурный протест на госпитализацию может отражать реакцию на непривычную разлуку с ней. Типичная «мать Шизофреника» чаще встречается при вялотекущей и непрерывно-прогредиентной шизофрении и редко — при шизоаффективном психозе. Психопатоподобные расстройства при шизофрении нередко сочетаются с особым воспитанием до болезни — доминирующей гиперпротекцией в ригидной псевдосолидарной семье с жестко регламентированными внутрисемейными отношениями. В такой семье господствуют не эмоциональные привязанности, а привычка друг к другу, ставшая неотъемлемым укладом жизни. Однако значение семейно-ситуационных факторов относительно. Установлено, что частота заболевания шизофренией у детей от родителей, больных этим заболеванием, приблизительно одинакова независимо от того, выросли ли они в родительской семье или с раннего детства воспитывались приемными здоровыми родителями. Известны случаи шизофрении у подростков из вполне гармоничных семей при правильном воспитании и без каких-либо явных или скрытых психических травм. И, наоборот, в таких же неблагоприятных условиях сиблинги могли вырастать здоровыми. Считается, что вообще вероятность заболевания шизофренией родных братьев и сестер — около 15 .Патогенез шизофрении фактически остается неясным, хотя проведены тысячи исследований этой проблемы.
Обнаружены многообразные патоморфологические изменения в различных мозговых структурах. Выявлено некоторое увеличение объема желудочков мозга у больных шизофренией. Найдены различные патологические изменения в нейронах, особенно 3, 5, 6 го слоев коры головного мозга. Однако связать с этими и другими изменениями патогенез шизофрении пока не удается.
Основной вопрос в проблеме этиологии шизофрении - это вопрос о соотношении особенностей или свойств организма, объединяемых термином "предрасположение", и свойств воздействующей на организм вредности. Обозревая развитие взглядов на него за последние два десятилетия, следует со всей определенностью отметить, что значение, которое придается наследственному предрасположению, падает, тогда как значение, приписываемое гипотетической шизогенной вредности, возрастает. Шизофрения уже перестала трактоваться как эндогенное, растущее только из конституции или из предрасположения заболевание.
Шизофрения школьного возраста
Начиная с 6–7-летнего возраста, большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено. Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно. Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя. Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями. С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении. Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:
-вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
-приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
-параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
-гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
-кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.
Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.
Работа с детьми с шизофренией.
Лечение заболевания шизофрения.
Выбор методов лечения детской шизофрении зависит, прежде всего, от возраста ребенка и его психофизиологических особенностей, определяющих чувствительность организма к терапевтическому воздействию и его переносимость. Чем младше ребенок, тем более ограничены возможности лечения, так как не исключены непредвиденные реакции на те или иные препараты, особенно на транквилизаторы, возможно возникновение осложнений и побочных явлений.
При лечении детской шизофрении широко используются нейролептики, однако их применение нередко сопровождается серьезными побочными эффектами. Хотя медикаменты могут помочь контролировать психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией, необходимо использовать также и психосоциальные методы лечения, к которым относятся тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи и помещение больных в специальные школы. Методика лечения:
1. Когнитивно-поведенческая терапия.
Детская шизофрения – болезнь генетическая. Она не распространяется путем заражения от общения с больными людьми. Развитию шизофрении, заложенной на генетическом уровне, могут предшествовать различные факторы, дополняющие и увеличивающие риск заболевания. Сильный продолжительный стресс, психотравмы, агрессия по отношению к матери во время ее беременности, неблагоприятная экологическая среда и т. п.
Поэтому психотерапевты используя когнитивно-поведенческую психотерапию, работая с ребенком и родителями, выясняют все тонкости и природу развития этого заболевания у ребенка и в процессе сеансов корректируют причины спровоцировавшие развитие шизофрении. Специалисты по когнитивной терапии обучают больных шизофренией, как проверять соответствуют ли реальности их мысли и ощущения, как «не слушать» голоса и как стряхнуть с себя сковывающую их апатию. Постепенно, ребенка готовят к полноценному социальному образу жизни, прививая ему навыки адекватного восприятия окружающего мира. Ребенок учится правильно воспринимать речь и эмоции окружающих его людей, адекватно им отвечать, строить реальные планы на будущее, а главное осознавать, в чем проявляется его болезнь и предотвращать ее симптомы. Это лечение эффективно облегчает симптоматику и снижает риск рецидивов.
2. Психодинамическая психотерапия.
Начало психодинамической психотерапии положил австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Поддерживающая психотерапия психодинамической ориентации дает ребенку психологическую поддержку в обычной жизни при взаимодействии его с обществом здоровых детей, которые, как правило, из-за своей детской жестокости, не принимают в свое общество тех, кто ведет себя иначе, чем это принято. Поскольку подобное отвержение приводит ребенка в смятение и нежелание жить среди здоровых детей, психотерапия помогает с этим справиться и является незаменимым элементом лечения, особенно на этапе реабилитации и обучения общения со здоровым обществом. Кроме того, психотерапевт помогает ребенку принять факт болезни, научиться строить свою жизнь с учетом шизофрении, справиться с депрессией, победить страх и желание отказаться от всех внешних контактов, нередко возникающее у больных, страдающих этим заболеванием.
3. Семейная консультация.
Инструктаж членов семьи, с целью обучения правильному общению с больным ребенком и оказанию действенной помощи на пути его возвращения к обычному образу жизни, занимает одну из важных и ключевых задач при лечении детской шизофрении.
С родителями проводятся отдельные сеансы, которые помогают им в дальнейшем взаимодействовать с ребенком и учат справляться с приступами и симптомами заболевания. У родителей появляются необходимые инструменты для правильного психологического подхода к ребенку, по способам контакта и правильному поведению с ним, а также по его особенностям мышления и реакция. Умение близких помочь и правильно контактировать с больным положительно влияет на течение заболевания.
4. Медикаментозная поддержка при детской шизофрении.
Медикаментозное лечение, оказывающее успокоительное действие на организм и психику, позволяет ребенку вести обычную жизнь. Но, медикаменты, использующиеся для борьбы с детской шизофренией, которая требует пожизненного лечения даже в период затухания симптомов, также не являются безопасными для детского здоровья. Большинство антипсихотических лекарств, используемых при лечении детей, те же, что используются при лечении взрослых больных шизофренией. Эти медикаменты не являются специально предназначенными для детского лечения в основном потому, что они не были тщательно протестированы.
5. Социальная реабилитация.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс программ, направленных на обучение больных шизофренией способам сохранения независимости как в условиях больницы, так и в быту. Реабилитация сосредоточена на обучении социальным навыкам взаимодействия с другими людьми, навыкам, необходимым в повседневной жизни, таким, как уборка дома, совершение покупок, пользование общественным транспортом и т. п., и непрерывное обучение для тех пациентов, которые хотят закончить среднюю школу, учиться в колледже или закончить колледж; некоторые больные шизофренией успешно получают высшее образование.
Лечение современными медикаментозными препаратами оказывается достаточно эффективным у подавляющего большинства больных шизофренией и перспективы на будущее представляются довольно обнадеживающими. Новейшие экспериментальные исследования в области нейрофизиологии мозга и психофармакологии позволяют надеяться на то, что медикаментозная терапия шизофрении будет еще более эффективной и поможет еще большему числу пациентов. Но полностью избавиться от заболевания все равно не удастся, можно только лишь контролировать симптомы.
Для профилактики шизофрении серьезное значение имеет предупреждение браков между больными этим заболеванием, поскольку риск заболевания детей в этом случае возрастает до 38-68%, в то время как при наличии одного больного родителя он составляет 14%. Изучение особенностей психического развития потомства больных шизофренией родителей возможность манифестации заболевания значительно повышается при признаках дизонтогенеза по искаженному и задержанному типу, наличии ‘’разлаженности’’ поведения, повышенной склонности к психогенным реакциям. Диспансерное наблюдение за такими детьми, коррекция их неправильного воспитания, предупреждение возникновения и тяжелого течения инфекционных заболеваний могут в той или иной степени предупреждать манифестацию болезни. Вторичная профилактика (т. е. предупреждение рецидивов и клинически неблагоприятного течения) шизофрении у детей и подростков состоит в возможно более раннем выявлении заболевания с помощью профилактических массовых осмотров детей в школах и дошкольных учреждениях, а также в проведении длительной так называемой поддерживающей терапии больных детей после их лечения. ("Шизофрения у подростков. "А. Е. Личко.)
Рекомендации в отношении учебы и труда для детей с заболеванием шизофрения.
При психопатоподобных и неврозоподобных расстройствах главной задачей остается по возможности удержать подростка в среде труда, учебы, активной жизни. В зависимости от состояния и поведения подростки могут продолжать учебу или в обычной школе (или с облегченным режимом — сокращенный учебный день, дополнительные выходные дни, или в вечерней школе (с освобождением от работы, или даже проходить обучение на дому (практикуется до 8-го класса). Вопрос об учебе в средних специальных и высших учебных заведениях должен решаться индивидуально, в зависимости от состояния больного и профиля учебного заведения. При этом надо учитывать интересы как больного, так и общества в целом. Вряд ли целесообразно приобретение профессии, требующей очень напряженной работы, широких и быстро меняющихся контактов. Даже при хороших и стойких ремиссиях риск рецидива все же достаточно высок, возможны также психогенные декомпенсации в стрессовых ситуациях; поведение больных в этих обстоятельствах трудно предсказуемо. В связи с этим, с точки зрения общественных интересов, неоправданно будет приобретение профессии, при которых в случаях рецидива совершаемые по болезненным мотивам действия больного могут создать угрозу для жизни других людей или иные опасные ситуации.
Примеры приёмов в работе с больным ребёнком:
1. Упражнение «Незаконченные предложения»
Слово педагога-психолога:В одной и той же ситуации люди проявляют свои чувства и ведут себя по-разному. Их поведение зависит от многих факторов: от личностных особенностей, воспитания и др. А как вы проявляете свои чувства? Допишите в тетрадях следующие предложения:
• Я плачу…
• Я чувствую себя глупо, когда…
• Мне неприятно, если…
• Я боюсь, когда…
• Желаю другим добра, когда…
• Я горжусь собой…
• Стараюсь уединиться, когда…
• Я стремлюсь помочь другим, если…
• Я веду себя смело…
• Говорю неправду, если…
По окончании работы педагог-психолог предлагает учащимся по желанию прочитать и обсудить свои записи.
2. Упражнение «Какой Я? Чем Я отличаюсь от других людей?»
Инструкция. Педагог-психолог предлагает учащимся в течение 1 мин письменно ответить на вопрос: «Чем люди отличаются друг от друга?». В ходе обсуждения участники выясняют, что это: внешность, одежда, черты характера, желания, мечты и др. Затем педагог-психолог предлагает учащимся в тетрадях описать себя, выбрав характеристики из числа уже записанных и добавив недостающие. Например: внешность (светлоглазый, темноглазый, высокий, невысокий, худой, крепкий и др.); характер (веселый, спокойный, ранимый, бойкий, равнодушный, сочувствующий и др.); способности (умею рисовать, играть на музыкальном инструменте и др.); интересы (люблю читать, ходить в музеи, смотреть фильмы о волшебниках, когда в доме много гостей и др.).
По желанию ученики зачитывают свои записи. Можно использовать другой вариант: педагог-психолог сам зачитывает ответы, задача учащихся — угадать автора. При обсуждении важно подвести детей к выводу о том, что все люди отличаются друг от друга, они разные и этим интересны и значимы.
3. Упражнение «Мой герб»
Инструкция. Педагог-психолог рассказывает о том, что такое герб, какова его символика и значение. Далее предлагает каждому участнику на отдельном листе бумаги придумать и нарисовать свой герб, отразив в нем личные особенности. Если кто-то из учеников смущается и ссылается на неумение рисовать — достаточно изобразить контур и какие-то условные знаки.
Снижение напряжения ситуации: Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской –подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
• повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
• демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
• крик, негодование;
• агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
• сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• непреклонное настаивание на своей правоте;
• нотации, проповеди, «чтение морали»,
• наказания или угрозы наказания;
• сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
• команды, жесткие требования, давление;
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Рекомендации педагогам:
- Учить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства без подавления их.
- Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – результат длительного зажима эмоций.
- Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься…», чтобы погасить пожар. Чтобы легче было уловить момент, когда ребенок начинает заводиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии. - Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас злишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?» - Давать посильное задание, в ситуации сниженных интеллектуальных способностей у ребенка сложное задание провоцирует его агрессивные реакции.
- Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка – в центре класса напротив доски.
- Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.
- Предусматривать во время учебного дня возможности для двигательной «зарядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов:
1) Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
2) • полное игнорирование реакций ребенка или подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
3) • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
4) • переключение внимания, предложение какого–либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
5) • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что–то другое.
При тяжелых апатоабулических и гефебренических расстройствах ни учеба, ни систематический труд не удаются. При улучшении состояния следует попытаться втянуть больного хотя бы в какие-нибудь простые занятия. ("Шизофрения у подростков. "А. Е. Личко.)
Список используемой литературы:
1. "Странности нашего мозга. " Стивен Джуан. 2011 г.
2. " Шизофрения у детей и подростков. " М. Ш. Вроно. 1971 г.
3. " Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. " Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. 1991 г.
4. "Шизофрения у подростков. "А. Е. Личко. 1989 г.