Людмила Райвич
Особенности формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей с речевой патологией на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие – непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира
Гнозис – «сокровенное», внутреннее знание, вся исконная мудрость, учение, познание
Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации к деятельности — эти отклонения, присущие детям с нарушением речи.
Особенности развития зрительно-пространственного восприятия и представлений у дошкольников с нарушением речи:
Публикация «Особенности формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей с речевой патологией на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Процесс развития зрительно-пространственного восприятия и представлений у детей дошкольного возраста с нарушением речи осуществляется медленнее и в более поздние сроки, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.
Дошкольники затрудняются в понимании предлогов, наречий и предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения.
У большинства дошкольников с нарушением речи страдает восприятие целостного образа предмета: дети затрудняются сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу.
Дошкольники с нарушением речи испытывают трудности при использовании прилагательных и наречий с противоположным значением («длинный — короткий», «высокий — низкий», «широко — узко», заменяя их обозначениями «большой» или «маленький» (широкая река — большая река, длинный коридор, узкий коридор — маленький коридор).
Периоды формирования зрительно-пространственных представлений
Младенчество
Восприятие собственного тела (ощущение напряжения-расслабления мышц)
Младший дошкольный возраст 3-4 лет
Созревает телесная схема (складывается представление о правом и левом)
Средний дошкольный возраст 4-5 лет
Завершается процесс формирования различения правой и левой частей тела, но ещё низкий уровень овладения глазомерными действиями.
Старшие дошкольники 5-6 лет
Ситуативность восприятия (опредмечивание геометрических форм; в привычном виде узнают, в изменённом – нет)
Возрастной период 6-7 лет
Установление первых связей пространства, времени, количества (синтез-анализ-синтез)
Виды пространственной ориентировки
Несформированность пространственных представлений приводит к появлению у детей дошкольного возраста нарушений:
• игровой
• конструктивной
• графической деятельности
• счетных операций
Отклонения в формировании пространственных представлений у детей могут быть вызваны следующими причинами:
-сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей психомоторной расторможенности, возбудимости
- отставание в развитии процессов зрительного восприятия
-замедление процесса переработки сенсорной информации, что ведет к неправильному узнаванию предметов
-нарушение функции поиска, низкая скорость переработки информации
-неумение дифференцировать части предмета, воспринимаемого как единое целое
-снижение функционального взаимодействия анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигательной и др.);
-недоразвитие зрительно-моторной координации
-низкая познавательная активность
-незрелость мыслительных операций
Проявляется в трудностях:
• целостного восприятия объекта, буквы, цифры
• зрительно-пространственного анализа (количество элементов и их расположение относительно друг друга)
• ориентировки на плоскости при выполнении графических заданий
• ориентировки в последовательности выкладывания и написания элементов
• осуществления зрительного, акустического, кинетического, кинестетического контроля
Система коррекционной работы на логопедических занятиях состоит из следующих последовательных этапов:
• Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину)
• Обучение ориентировке в схеме собственного тела (определение ведущей руки, дифференциация правой и левой стороны тела)
• Обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе)
• Обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а также изменчивости пространственных отношений
• Обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу, на листе бумаги)