Папки-передвижки

Особенности формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей с речевой патологией на логопедических занятиях

Людмила Райвич
Особенности формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей с речевой патологией на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Восприятие – непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира

Гнозис – «сокровенное», внутреннее знание, вся исконная мудрость, учение, познание

Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации к деятельности — эти отклонения, присущие детям с нарушением речи.

Особенности развития зрительно-пространственного восприятия и представлений у дошкольников с нарушением речи:

Публикация «Особенности формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей с речевой патологией на логопедических занятиях» размещена в разделах

Процесс развития зрительно-пространственного восприятия и представлений у детей дошкольного возраста с нарушением речи осуществляется медленнее и в более поздние сроки, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.

Дошкольники затрудняются в понимании предлогов, наречий и предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения.

У большинства дошкольников с нарушением речи страдает восприятие целостного образа предмета: дети затрудняются сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу.

Дошкольники с нарушением речи испытывают трудности при использовании прилагательных и наречий с противоположным значением («длинный — короткий», «высокий — низкий», «широко — узко», заменяя их обозначениями «большой» или «маленький» (широкая река — большая река, длинный коридор, узкий коридор — маленький коридор).

Периоды формирования зрительно-пространственных представлений

Младенчество

Восприятие собственного тела (ощущение напряжения-расслабления мышц)

Младший дошкольный возраст 3-4 лет

Созревает телесная схема (складывается представление о правом и левом)

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

Завершается процесс формирования различения правой и левой частей тела, но ещё низкий уровень овладения глазомерными действиями.

Старшие дошкольники 5-6 лет

Ситуативность восприятия (опредмечивание геометрических форм; в привычном виде узнают, в изменённом – нет)

Возрастной период 6-7 лет

Установление первых связей пространства, времени, количества (синтез-анализ-синтез)

Виды пространственной ориентировки

Несформированность пространственных представлений приводит к появлению у детей дошкольного возраста нарушений:

• игровой

• конструктивной

• графической деятельности

• счетных операций

Отклонения в формировании пространственных представлений у детей могут быть вызваны следующими причинами:

-сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей психомоторной расторможенности, возбудимости

- отставание в развитии процессов зрительного восприятия

-замедление процесса переработки сенсорной информации, что ведет к неправильному узнаванию предметов

-нарушение функции поиска, низкая скорость переработки информации

-неумение дифференцировать части предмета, воспринимаемого как единое целое

-снижение функционального взаимодействия анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигательной и др.);

-недоразвитие зрительно-моторной координации

-низкая познавательная активность

-незрелость мыслительных операций

Проявляется в трудностях:

• целостного восприятия объекта, буквы, цифры

зрительно-пространственного анализа (количество элементов и их расположение относительно друг друга)

• ориентировки на плоскости при выполнении графических заданий

• ориентировки в последовательности выкладывания и написания элементов

• осуществления зрительного, акустического, кинетического, кинестетического контроля

Система коррекционной работы на логопедических занятиях состоит из следующих последовательных этапов:

• Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину)

• Обучение ориентировке в схеме собственного тела (определение ведущей руки, дифференциация правой и левой стороны тела)

• Обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе)

• Обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а также изменчивости пространственных отношений

• Обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу, на листе бумаги)

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевой патологией в ДОУ Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение.

Закрепление поставленных на логопедических занятиях звуков 1 Слайд Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровняИспользование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровняПроблема преодоления ОНР III.

Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня (продолжение)Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня (продолжение) Использование демонстрационного и раздаточного материала на логопедических занятиях для детей с ОНР III уровня Приём наглядности — один.

Использование интерактивных технологий как средства развития фонематического слуха у детей с речевой патологией Конспект занятия «Использование интерактивных технологий как средства развития фонематического слуха у детей с речевой патологией. Перелётные.

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников» Мастер- класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста.

Развитие поисково-речевой активности детей на занятиях по изодеятельности Развитие поисково-речевой активности детей на занятиях по изо деятельности. Очень важна взаимосвязь занятий рисованием с работой по развитию.

Сенсомоторная коррекция и развитие речи у детей с речевой патологией В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4.

Роль внимания в развитии познавательных способностей детей с тяжёлой речевой патологией Роль внимания в развитии познавательных способностей детей с тяжёлой речевой патологией. 1.1 Психологическая характеристика тяжёлой речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей с речевой патологией на логопедических занятиях
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 17:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей с речевой патологией на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Райвич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД