Айгюль Бикчентаева
Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Название статьи: «Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников»
Фамилии и инициалы авторов: Бикчентаева А. Ф. ,Гильц Н. А., Микушова С. В.
Информация об авторах :
должности: воспитатели, учитель-логопед;
место работы: СП «Детский сад Лад»
ГБОУ гимназии им. С. В. Байменова г. Похвистнево
Самарской области
Аннотация. В статье представлены актуальные вопросы формирования здорового образа жизни у дошкольников, дается анализ опыта работы по укреплению, сохранению здоровья у дошкольников.
Публикация «Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольники, здоровье.
Основная часть. Цель здоровьесберегающих технологий : обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий.
Тема здоровья очень актуальна, поэтому в своей работе мы используем различные методы для его сохранения у воспитанников. Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в своевременных условиях. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью.
Ведущая педагогическая идея: формирование основ и потребности в здоровом образе жизни необходимо начинать с раннего возраста.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь, взаимодействие всех факторов, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах их обучения и развития, активное формирование здорового образа жизни.
В своей работе с детьми мы используем следующие здоровьесберегающие технологии :
-валеологические и логоритмические упражнения, распевки- поднимают настроение, подготавливает детей к пению, помогают преодолеть речевые нарушения, так происходит сочетание слова и движений (фото);
- пальчиковые игры-развивают речь, двигательную активность пальчиков (фото);
-дыхательная гимнастика-формирует правильное дыхание, тренирует дыхательный аппарат, мышцы, устраняет дыхательные нарушения (фото);
- утренняя гимнастика-это комплекс физических упражнений умеренной нагрузки, который помогает организму окончательно проснуться, тонизирует его, даёт заряд бодрости на целый день (фото);
-игротерапия-приводят к здоровому эмоциональному возбуждению, повышают стрессоустойчивость ребёнка, учат сопереживать и радоваться успехам других детей (фото);
-музыкотерапия-создаётся положительный эмоциональный фон, происходит стимулирование двигательной функции, развивается дыхательный и артикуляционный аппарат, выявляются творческие способности детей (фото);
- сказкотерапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи (фото);
- динамические паузы рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления (фото);
-закаливание при помощи массажных ковриков и дорожек-нетрадиционный вид закаливания (фото);
-массаж и самомассаж- совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы, является основой для оздоровления организма (фото);
- релаксация-элементы релаксации регулируют настроение и степень психического возбуждения (фото);
- гимнастика после дневного сна- это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая оздоровительный характер (фото);
- витаминотерапия-профилактика и лечение различных заболеваний с помощью витаминов (фото);
-физические занятия обеспечивают физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, воспитывают физические качества и эмоционально-положительное отношение к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности (фото);
- прогулка- это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью, которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей (фото);
- беседы проведены для того, чтобы сформировать у детей интерес и стремление к здоровому образу жизни (фото);
-дидактические игры- задача заключается в сохранение физического здоровья дошкольников путем применения обучающих и воспитательных занятий (фото);
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результат использования здоровьесберегающих технологий.
Вывод: только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемости в нашей группе. Уровень заболеваемости снизился и значительно снижено количество пропусков по болезни.
Выставочный материал авторской работы –коврики и дорожки, сделанные своими руками.
Интеллектуальный продукт-буклеты, свидетельства о публикации.
Литература:
1. Гаврючина Л. В. -М. : ТЦ Сфера- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие, /2007
2. Голицына Н. С., Шумова И. М., М., -Воспитание основ здорового образа жизни у малышей /2007
3. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
4. Под. ред. Л. В. Кочетковой. - М. : ТЦ Сфера,- Оздоровление детей в условиях детского сада /2007. -112с
5. Попова М. Н. СПб. :ЛОИРО, Навстречу друг другу: психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ /.-164с., 2004
6. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М. ,/ 2005