Жукова Людмила
Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойства и отношения. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка.
Публикация «Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с ЗПР особенно сложно формируются пространственные представления, им сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте.
Исследования ученых указывают на то, что у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, имеются стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных отношений.
Прежде всего, у детей с ЗПР отмечается значительное количество пропусков предлогов или их неправильное употребление. Часто встречается неадекватное обозначение определенных временных периодов при повторении предложений. Так же у детей с ЗПР имеется недостаточная речевая память выражающая пространственно – временные отношения.
На начальном этапе формирования пространственных представлений детям дается представление о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела).
Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ, (потолок, небо — пол, трава, перед — зад (пуговицы на рубашке — капюшон, правая и левая стороны (цветная ленточка или часы на одной руке). Формирование пространственных ориентировок связывается с движением всего тела в определенную сторону. Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше — ниже, спереди — сзади, справа — слева). Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»).
После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых — левых, верхних — нижних, передних — задних частей его тела, следует закреплять использование этих слов в самостоятельной речи детей.
Для закрепления результата, можно использовать следующие игры и упражнения:
1. Взрослый поворачивается спиной к ребенку и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Ребенок копируют движения взрослого (по одному движению) и называют, свои действия.
2. Ребенок придумывает и показывает любое движение и проговаривает свое действие.
3. «Ниже – выше». Что у девочки ниже, чем рот? Что у девочки выше чем нос? Задания сначала задаются взрослым, а потом и самими детьми.
4. «Я задумала часть лица, она находится над …. Какую часть лица я задумала?» «У Саши чернильное пятно под …. Где у Вани чернильное пятно?» Задания сначала дает взрослый, потом придумываю сами дети.
Вопросы и задания, формулируемые самими детьми, являются очень важным этапом, поскольку таким образом происходит «введение» этих представлений в активную речь.
Продолжая формировать представления о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, следует обратить внимание на практические собственные действия с разными предметами. Здесь необходимо добиваться правильного употребления полученных понятий в активной речи. Предлагается использование взрослыми игр с высокой речевой активностью. Таких как:
1. Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем рассказывает, что где находится.
2. Ребенок и взрослый стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой проговаривает его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем роли меняются.
Далее происходит закрепление усвоенных детьми пространственных представлений на практическом уровне. Взрослый уточняет и закрепляет пространственные представления детей в играх и упражнениях:
1. Сидя за столом, определить его правый и левый край.
2. Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.
3. По речевой инструкции двигать фишку по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка. Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.
4. Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше?
5. Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа.
6. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития/ Под. ред. З. М. Дунаева - М. : Советский спорт, 2006.
2. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -- СПб. : Реноме, 2012. -- С. 264-266.