Анна Горбунова
Основные требования к НОД по изобразительной деятельности в процессе художественно-эстетического развития детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья.
Тема: «Основные требования к проведению НОД по изобразительной деятельности в процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников (детей 6-7 лет)»
Воспитатель: Горбунова Анна Геннадьевна.
Публикация «Основные требования к НОД по изобразительной деятельности в процессе художественно-эстетического развития детей 6–7 лет» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Из большинства задач, которые решаются в современном дошкольном образовании, одно из ведущих мест занимает эстетическое воспитание. Ведь оно развивает способность видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях и одновременно украшать нашу жизнь. Эстетическое отношение к окружающему миру наиболее полно и ярко выражается в искусстве. Благодаря театру, литературе, музыке и изобразительному искусству, у человека есть возможность прикоснуться к прекрасному. Богатство и широта образов искусства, многообразие их содержания, разносторонность связей художественного творчества с внутренним миром человека, историей общества и современной действительностью позволяет оказать глубокое воспитательное воздействие на сознание дошкольника на формирование его идеалов и нравственных позиций.
Нам иногда не нравится, что дети зачастую занимаются не тем, чем нам бы хотелось; не всегда проявляют интерес к прекрасному, не всегда бывают добры и отзывчивы. Но, к сожалению, мы часто забываем, что развитие и воспитание данных качеств в ребенке зависит от нас – взрослых (воспитателей и родителей). Известно, что тот, кто по настоящему чувствует красоту окружающего мира, доброту человеческих взаимоотношений и пользу человеческих дел, по большей части не способен на плохое, пустое поведение. Занятия изобразительным искусством оказывают положительное влияние на воспитание и художественное развитие личности старшего дошкольника. Этому способствуют и введение ребенка в мир творчества, и приобщение его к художественной культуре. Художественное творчество способствует обогащению внутреннего мира ребенка, его развитию и самосовершенствованию, а также придает ему силы и уверенность. Ведь не секрет, что каждый ребенок любит творить и испытывает большое удовольствие, если на предмет его творения обращают внимание, оценивают его и одобряют.
У занятий изобразительным искусством, по сравнению с другими занятиями, имеются определенные особенности: затрагиваются эмоции детей; пробуждаются их художественные способности; происходит воздействие на художественное развитие ребенка; дети начинают знакомиться с достижениями мировой художественной культуры. Знакомство с миром искусства обогащает умственное и эмоциональное развитие ребенка, формирует чуткость, отзывчивость, умение видеть и понимать прекрасное.
В художественно-эстетическом развитии дошкольников, можно выделить важные и необходимые требования к ведению занятий изобразительной деятельностью :
1. Всеобщее художественное воспитание детей. А. В. Бакушинский считает, что: «Каждый ребенок должен развивать свой художественный талант до возможно полного напряжения его сил и способностей».
2. Всеобщее художественное обучение детей. Считается, что не каждый может обладать талантом в изобразительной деятельности, но каждого можно научить разглядеть, понять прекрасное и активно вносить его в жизнь, радуя окружающих. Для этого необходимо на занятиях изобразительной деятельностью обучать детей методам художественного творчества, знакомить с деятельностью мастеров прошлого и настоящего, обучать умело пользоваться возможностями композиции, цвета, изображения пространства. Все это помогает детям создавать художественные образы в своих рисунках более полно и выразительно, посильно своим возрастным особенностям.
3. Связь обучения с жизнью. Воспитатель должен объяснить детям, что искусство – это не только эстетическое наслаждение, оно представляет собой исторические, а также духовные и материальные ценности всех времен и народов.
4. Единство обучения детей рисованию и их воспитания. В процессе изобразительной деятельности единство обучающего и воспитательного процессов нуждается в специальном внимании: нередко обучение техническим навыкам рисования принимается как самоцель. В процессе изобразительной деятельности необходимо уделять внимание воспитанию мировоззрения, осуществлять связь художественного воспитания с другими сторонами воспитания и развития дошкольников (трудовым, идейно-нравственным, умственным, эстетическим и в некоторой степени с физическим). Важной формой взаимосвязи обучения и воспитания в процессе изобразительной деятельности, являются меж предметные связи. Таким образом, очень полезно совмещать занятие изобразительной деятельностью с другими видами деятельности.
5. Развитие у дошкольников интереса к изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте, успешность обучения и развития ребенка во многом зависит от заинтересованности детей данным занятием. Сделать занятия изобразительной деятельностью интересными для детей помогают : яркое содержание, художественная, творческая направленность работы, активный деятельный характер занятий.
6. Учет возрастных индивидуальных возможностей дошкольников. Развитие детской изобразительной деятельности осуществляется от более простых и частных законов художественного отражения мира, ко все более развитым и сложным. Поэтому, при построении занятий изобразительной деятельностью, необходимо учитывать смогут ли дети усвоить полученные знания и опыт.
7. Единство обучения и творчества. Единство обучающих и творческих задач является основой развития навыков изобразительной деятельности, если усвоение определенных навыков и знаний включается в содержание детского творчества.
8. Оптимальное сочетание восприятия искусства и практической художественной деятельности ребенка. Развитие способности художественного восприятия является одной из основных задач изобразительного искусства и равноценно задаче усвоения навыков практической деятельности.
9. Сочетание традиционного рисования с объемно-пространственными видами художественной деятельности (художественным конструированием, лепкой, архитектурой). Необходимо, чтобы детьми были проработаны вопросы цвета, пропорций и пространства не только в условной передаче на плоскости, но и в реальном жизненном пространстве, т. е. в том, как цвета и формы сочетаются в пространстве.
10. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Очень важно в процессе художественного воспитания организовать общение между дошкольниками и воспитателем, а также между самими дошкольниками в процессе изобразительной деятельности. Для этого, воспитатель должен способствовать созданию в группе дружественной атмосферы: формировать чувство коллектива, взаимопомощи, правильный стиль отношений между детьми и взрослыми и между самими детьми, через общение, которое было бы им интересно. Правильная организация НОД научит дошкольников регулировать свои отношения при исполнении коллективной работы, тактично высказываться о работе товарища и выражать свое мнение о произведении искусства.
11. Активная работа воспитателя в процессе изобразительной деятельности. Обогащение своего педагогического арсенала разнообразными приемами и видами работы (показ, беседа, демонстрация слайдов и фильмов, игровое действие, коллективное обсуждение результатов деятельности детей, привлечение других видов искусства, рассказывание детей по картине, встречи с художниками и народными умельцами).
При умелом использовании этих средств обучения изобразительной деятельности, воспитатель может достичь высоких результатов в художественном развитии детей.