Кочеткова Валентина Викторовна
Основные подходы к решению проблемы сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию материал о влиянии здоровьесберегательных технологий на на гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста, сохранение и укрепление их психофизического здоровья. Будет интересно узнать ваше мнение.
Проблема рождения здорового ребенка, его воспитание и обучение давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную. В условиях внедрения Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования важнейшей из задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Основные подходы к решению проблемы сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Различными авторами вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья рассматривается с разных позиций. Можно выделить три основных подхода к решению проблемы сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста.
Информационный подход предполагает обучение учащихся основам профилактики возможных заболеваний, передачу детям базовых знаний о здоровье, вредных и полезных привычках.
Подход, направленный на снижение неблагоприятного воздействия внешних факторов, которые действуют в детском саду и отражаются на здоровье. Сильнейшим фактором, влияющим на здоровье ребенка, выступает негативное воздействие действующей системы обучения. Большие физические и психические нагрузки на ребенка, возникающие в ходе образовательного процесса, также ведут к ослаблению его здоровья. В основу подхода положена личностно-ориентированная педагогика.
Для подхода формирования здоровой личности основой служит создание такой системы дошкольного образования, которая, во-первых, противостоит негативным влияниям на здоровье; во-вторых, позволяет ребенку развивать свои собственные стремления и за счет этого реализовываться как личность.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации образования дошкольников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов.
Защитно-профилактические технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами ; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления воспитанников; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п.
Компенсаторно-нейтрализующие восполняют недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющих в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействий статичности непосредственно образовательной деятельности, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки и "минутки покоя", позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение.
Стимулирующие технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки.
Информационно-обучающие технологии обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о своем здоровье, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные воспитанникам, их родителям и педагогам.
По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.
Обеспечивающие создают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в детском саду фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в групповых помещениях, аудиосопровождения образовательной деятельности, оздоровительно-психологических тренингов для воспитанников и педагогов и т. п.
Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье дошкольника - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.
Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики. Решающая роль здесь принадлежит педагогу-психологу.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих подходов и технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста, сохранение и укрепление их психофизического здоровья.