Юлия Чекир
«Осенний лес». Комплексное занятие по развитию речи и ИЗО (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Осенний лес»
Цели:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. Научить детей рисовать методом оттиска.
2. Развивать устную речь, память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3. Воспитывать доброжелательность, аккуратность, желание работать в коллективе.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие.
Публикация «„Осенний лес“, Комплексное занятие по развитию речи и ИЗО (старшая группа)» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Способствовать умению выражать свои эмоции (интерес, радость, восхищение осенними красками природы и грусть об уходящем лете) при прочтении стихотворения Е. Трутневой «Осень»; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игр.
2. Познавательное развитие.
Проявлять любознательность и познавательную активность во время речевых игр, использования фольклора (приметы, пословицы). Способствовать развитию воображения и творчества во время изобразительной деятельности.
3. Речевое развитие.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного, разбивать слова на слоги, умение согласовывать прилагательные по родам. Полные ответы детей.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Способствовать ценностно-смысловому восприятию и пониманию стихотворения (Е. Трутневой «Осень», мира природы. Восприятие фольклора. Реализация творческой деятельности во время рисования.
5. Физическое развитие.
Активизировать двигательную активность детей во время физкультминутки. Направлять на синхронное выполнение основных движений.
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование: шкатулка с камешками; листья; гуашь; слайды леса, карточки «Деревья», ватман с изображением ствола дерева, яблоки или груши.
Словарь: листопад, мудрость, багряные, роща, бор, дубрава, осинник, оттиск.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.
Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Молодцы.
Ход занятия
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень» :
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит. Должно быть, это
Пролетает наше лето.
– О каком времени года говорится в стихотворении?
– Назовите осенние месяцы.
– Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
– А в ноябре какая? (Поздняя, холодная, морозная.)
– Что такое листопад?
Игра "Погода осенью" (Словообразование)
-Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью :
• Когда идет дождь - дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель:
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, а мудрость это знания, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы. (кладут при этом в шкатулку камешек)
Пословицы
• Коли ясно, то и осень прекрасна.
• Осень идет, и дождь за собой ведет.
• Красна весна цветами, а осень пирогами.
• От осени к лету, поворота нету.
• Лето со снопами, осень с пирогами.
• Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Приметы
• Осенью паутина на ясную погоду.
• Гром в сентябре - теплая осень.
• Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
• Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
• Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
- Осень, очень красива, она разукрашивает листья деревьев разными красками.
– Листья осенью какие? (Жёлтые, красные, золотые.)
- А еще ярко-красные листья называют - багряные.
– Деревья осенью какие? (Ранней осенью – с разноцветными листьями, поздней – голые.)
. Воспитатель: (Показ слайдов с видами леса)
Назовите мне лес,
в котором растут одни ели? (ельник)
березы - березовая роща
сосны - сосновый бор
дубы - дубрава
осины - осинник
Игра «Разбей на слоги»
Игра «Назови дерево, ветку и лист»
Клен – кленовая - кленовый,
Осина –осиновая - осиновый,
Рябина –рябиновая - рябиновый,
Ива – ивовая - Ивовый,
Липа –липовая - липовый,
Береза - березовая - березовый,
Дуб-дубовая - дубовый,
Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»
Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.
Осень в гости к нам пришла
Дождь и ветер принесла
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево»
Рассматривание панно
Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…
Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?
. Показ порядка выполнения оттиска (отпечатка).
Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток, после чего остается изображение листа.
Практическая часть.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.
Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Осень»
. Итог занятия :
- Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?
Вы такие молодцы, просто замечательно справились, а «Осень» для вас передала свои дары вот эти груши.