Гупалова Наталья
«Осень» Конспект НОД в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Закреплять знания детей об осени / предзимье : дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, заморозки, название осенних месяцев; продолжать знакомить с жизнью домашних и диких животных осенью. Систематизировать знания детей о жизни диких животных. Продолжать обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах. Учить образовывать относительные прилагательные. Классифицировать понятие «Четвертый лишний». Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
Публикация «„Осень“ Конспект НОД в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Картинки «солнце»; символы дня и ночи (черная и желтая полоски разной длины); зонтик черного цвета, над ним капли дождя, и снежинки; большая снежинка; дерево почти без листьев; птицы, летящие клином, шапка куртка, сапоги; корова медведь, насекомые; игровизоры, мяч; картинки с изображением диких животных, птиц, листики, деревья, елка, кусты. Фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги, т. о.
Ход мероприятия.
Загадка:
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает.
Когда это бывает?
(Осень).
Анжелика знает стихотворение об осени. Ну - ка прочитай нам стихотворение.
Осень
Скучная картина
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном.
Что ты рано в гости,
Еще просит сердце
Света и тепла.
Ребята, а скажите сколько месяцев длится осень?
(три)
Какой месяц обозначает начало осени?
(сентябрь)
А какой месяц обозначает середину осени?
(октябрь)
Назовите последний осенний месяц?
(ноябрь)
По каким признакам вы узнали, что осень? Кто назовет признаки осени?
(Осенью солнце светит и греет совсем мало)
На улице становится все холоднее. День становится еще короче и короче, а ночь еще длиннее и длиннее. Идут холодные дожди бывают со снегом. По ночам бывают заморозки, листьев на деревьях уже не осталось. Человек кормит домашних животных сеном, так как они уже не пасутся на лугах; дикие животные попрятались в норы. Птицы улетают в теплые края.
Упражнение осень
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья Желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь
А мы об осени знаем пословицы и поговорки. Назовите их;
1. Весна красна, да голодна, а осень дождлива да сытна.
2. День прозевал – урожай потерял.
3. Осенняя пора, птицы со двора.
4. Весной дождь растит, а осень гноит.
5. От осени к лету – поворота нету.
6. Лето со снопами – осень с пирогами.
А сейчас мы отдохнем
Игры дружно проведем
Мячик буду я бросать
Слово «наоборот»
Нужно подобрать.
Пасмурный – солнечный
Мокрый – сухой
Грязный – чистый
Теплый – холодный
Сильный – слабый
Веселый – грустный
Ранняя – поздняя
Хорошая – плохая.
- Ребята, что делают люди осенью в садах и огородах?
(собирают урожай овощей и фруктов)
- А вот я сейчас проверю знаете ли вы, где растут овощи и фрукты.
Работа с игровизорами (соединить линиями фрукты с садом, овощи с огородом).
- Как можно использовать фрукты?
(Варить компот, варенье, делать пюре, сок; сушить; делать начинку для пирогов; есть сырыми; готовить салат).
Мячик снова я бросаю
Слова обычные называю
Кому мячик попадет
Назови, какой сок.
Игра «Назови, какой сок?»
Сок из яблок – яблочный
Сок из груш – грошовый
Сок из слив – сливовый
Сок из вишни – вишневый
Сок из лимонов – лимонный
Сок из абрикосов – абрикосовый
Сок из апельсинов – апельсиновый
Сок из персиков – персиковый
Сок из фруктов – фруктовый
Сок из мандаринов – мандариновый.
- Как используют овощи?
(Варят суп, борщ, щи; жарят, делают пюре, сок; солят; делают начинку для пирогов, едят сырыми, готовят салат).
Пальчиковая игра «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
- Давайте заглянем в осенний лес.
- Ребята, почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не жужжат над головой?
(Почуяв осенние холода насекомые спрятались в старые пни, коряги, под кору).
- А как дикие животные готовятся и зимуют?
(Показываю картинки с изображением белки и зайца).
- Что общего в подготовке к зиме белки и зайца?
(Меняют окраску меха)
- В чем разница?
(Белка делает запасы; а заяц нет. У белки есть дупло где она скрывается от морозов, а у зайца нет)
(Показываю картинки с изображением волка и лисы)
- Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?
- Чем они питаются зимой? (мясом)
(Показываю изображения медведя, ежа, барсука)
- Как готовятся к зиме эти животные
(Усиленно питаются, устраивают место для проведения зимы и впадают в спячку до весны)
- А сейчас мы поиграем в игру
«Закончи предложение»
Неуклюжий, как медведь
Быстроногий, как заяц
Хитрый, как лиса
Голодный, как волк
Колючий, как еж
- А сейчас сделаем упражнение для глаз.
Посмотрите глазами, что вы видите вверху (облако)
Посмотрите, а что внизу (гриб)
Посмотрите на – лево (дерево)
А теперь на – право (ёлка)
Пока мы ходили по осеннему лесу и птичьих голосов стало все меньше и меньше.
- Почему?
(птицы улетают в теплые края)
- Все птицы улетают в теплые края? (нет)
- Какие птицы улетают?
(ласточки, скворцы, соловьи, иволги, стрижи, дрозды, журавли, утки, лебеди, кукушки, трясогузки, гуси и т. д.)
- Как называются птицы, которые покидают родные края и улетают?
(Перелетные).
- Почему они не смогут переночевать у нас?
(Перелетные птицы – насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма).
А вот сейчас я узнаю, как вы знаете птиц.
Игра «Четвертый лишний».
Ворона, попугай, голубь, воробей. (попугай) Почему?
Ласточка, кукушка, соловей, синица. (кукушка) Почему?
Петух, индюк, гусь, ворона. (ворона) Почему?
Продолжим прогулку по осеннему лесу. Посмотрите, как много листьев под деревьями. Давайте соберем листья и поиграем с ними.
Игра «Мы листики осенние».
Мы, листики осенние,
На веточках сидим
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
Повертел их покружил
И на землю опустил.
Вам понравилась прогулка по осеннему лесу. А сейчас мы вернемся в детский сад. А чтобы осталось в памяти о прогулке по осеннему лесу. Возьмите листики, обведите их и раскрасьте карандашом. (Выполняют задание).
Полюбуйтесь осенними листьями и оставьте их на память. Это будет подарок от осени.
Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали на вопросы, играли в игры, аккуратно закрасили листья.