Зиновьева Виктория Николаевна
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Если мы с вами возьмем нашу программу, то впримерном планировании образовательно-воспитательной работы мы можемувидеть, что познавательно -исследовательскаядеятельность планируется каждый день. Значит в дошкольном возрасте он является ведущим.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою педагогическую работу по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены следующие цели и задачи:
Целью работы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
• развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
2. Формирование у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей:
- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
• способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
• развитие коммуникативности;
• совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления
Дети любят разные виды экспериментов, но самые интересные опыты с настоящими предметами и их свойствами (водой, льдом, снегом, воздухом. и т. д.)которые помогают ребенку понять существенные признаки неживой природы, растительного мира. Но в некоторых дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
. Проводя работу по экспериментальной деятельности нужно соблюдать алгоритм проведения:
• постановка исследовательской задачи. (дошкольникам раннего, младшего и среднего дошкольного возраста помогает воспитатель, а в старшем дошкольном возрасте дети справляются сами)
• прогнозирование результата (относится только к детям старшего дошкольного возраста)
• повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования.
• распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать работу сверстников, коментируют ход и результаты совместной деятельности. Только к детям старшего дошкольного возраста.
• проведение эксперимента (под руководством вос. -ля
• наблюдение результатов
• фиксирование результатов
• формулировка выводов (детям раннего и младшего возраста помогает вос-ль в среднем и старшем дошкольном возрасте дети делают сами.
Экспериментальная деятельность помогает старшему дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.