Лапшина Ирина
Театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребенка,
приобщает его к духовному богатству».
(В. А. Сухомлинский).
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. В детском саду ведется активная работа по развитию личности каждого ребёнка и формированию в нем творческого начала. Театрализованная деятельность стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в нашем ДОУ. Главным достижением педагогов в работе по театрализованной деятельности является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателей, учителей - логопедов, в единую творческую команду.
Публикация «Театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Перед началом работы педагогами ДОО были изучены следующие технологии:
• Мигунова Е. В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»;
• Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность 2-5 лет»;
• А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»;
• Т. И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» и др.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы поставили цель и задачи
Цель: формирование художественно - эстетического развития, всесторонне - развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.
Задачи:
1. Создать условия для театрализованной деятельности детей (создание различных видов театра, изготовление декораций, ширм, картотека театрализованных игр, и др.) в соответствии с ФГОС.
2. Последовательно познакомить с разными видами театра;
3. Пополнить и активизировать словарь детей, ознакомить детей с основными театральными терминами.
4. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
5. Формировать у детей театрально – творческие способности, навыки театральной культуры.
Создали условия для развития театрализованной деятельности. Для этого с раннего возраста воспитатели учат детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, обращаются к потешкам, попевкам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;
- воспитывают у детей интерес к театральной деятельности, создают ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
- заботятся об оснащении театрализованных игр : приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов;
- уделяют серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Работа по обучению детей театрализованной деятельности активно ведется в четырё х направлениях:
• работа с педагогами,
• работа с детьми,
• работа с родителями
• работа с социумом
Основные направления и формы работы с педагогами:
• Беседы
• Консультации
• Анкетирование
• Открытые просмотры
• Деловые игры
• Круглые столы
• Семинары-практикумы
• Педагогические советы
Основные направления и формы работы с детьми:
• Просмотры кукольных спектаклей и беседы по ним.
• Игры драматизации, музыкальные игры.
• Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
• Игры - превращения (пантомимы).
• Пальчиковые игротренинги для развития мелкой моторики рук.
• Задания для развития речевой интонационной выразительности.
• Разыгрывание разнообразных сказок и инсцинировок.
Для организации в ДОУ различных форм работы с детьми необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
В нашем детском саду это:
• Театрализованные центры
• обучающие и развивающие игры;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• детская художественная литература;
• картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
• Праздники
• Развлечения.
• Мини – музей «Театр»
• Открытые занятия
В группах организованы театрализованные центры. В которых театральная среда построена с учётом возрастных особенностей детей. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром кубиков, костюмов и др.
В центрах располагаются:
1. различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.);
2. реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
3. атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки).
4. красочно оформленны лэпбуки (темы соответствуют возрасту детей)
5. картотека театральных игр,
6. раскраски по теме,
7. оформлены фотоальбомы «Юные актеры»
В средней группе ( воспитатели: Янюк И. В., Вострова Г. Ф) : презентован мини – музей «Театр», где представлены различные виды театра. Как традиционные (кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, магнитный и т. д., так и нетрадиционные виды театров : театр ложек, театр оригами и др. Высокая эстетика предлагаемых воспитанникам пособий, атрибутов.
В литературных центрах групп хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют форму игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы, перчаточные» куклы.
Творческая группа педагогов по театрализованной деятельности в течение года представила на суд зрителей ряд спектаклей: «Гуси – лебеди», игра - драматизация «Угощение», «Руковичка»
Дети всех возрастных групп проявляют устойчивый интерес к театральной деятельности, что было продемонстрировано на открытых занятиях. 2младшая группа через знакомство с подходящим для возраста театром на кубиках по р. н. с. «Теремок». Передали характерные особенности героев умением говорить от их лица, интонационно выразительно проговаривали фразы, использовали движение. Проявляли согласованность действий с партнёрами. Средняя группа через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами р. н. с. «Теремок». Передали характерные особенности героев умением говорить от их лица, интонационно выразительно проговаривали фразы, использовали движение, мимику, позу, жест. Проявляли согласованность действий с партнёрами, творческую активность. Дети подготовительных групп знают правила поведения в театре, понимают главную идею литературного произведения, владеют знания о различных эмоциональных состояниях и продемонстрировали; используя мимику, жест, позу, движение; проявили согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над постановкой в подготовительной группе 1 р. н. с. «Снегурочка», исполняли танец, в подготовительной группе 2 при инсценировке произведения
К. И. Чуковского «Телефон». Дети подготовительной групп 2 в течение сюжетно – игрового занятия «Цирк зажигает огни» закрепляли навыки ходьбы, бега, прыжков, подтягивания с помощью театрально – игровой деятельности (актерской пластики) Закрепляли цирковые профессии - акробаты, силачи, дрессировщики, клоуны, канатоходцы – передавая движением и жестами. В основу занятия положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника. На занятии по ФЭМП в старшей группе была продемонстрирована театрализованная деятельность детей совместно со взрослыми.
Во всех группах ДОУ предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом педагогами учитывается:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Основные направления и формы работы с родителями:
• Беседы
• Индивидуальные консультации
• Консультации
• Показ открытых занятий
• Проведение родительских собраний
Стало хорошей традицией, проведение утренников с включением театрализованной постановки. Наши педагоги, как правило, выбирают сказки, где стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. Изготовление костюмов и декораций – это совместная работа педагогов, музыкального руководителя и родителей.
На наших утренниках всегда полный зал родителей. Педагоги нашего ДОУ используют спектакли как часть родительского собрания. Количество родителей на таких собраниях увеличилось в разы.
Основные направления и формы работы с социумом.
• Конкурсы;
• Выступления;
• Совместные праздники и развлечения.
Наше учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с социокультурной средой, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями.
4 октября Библиотечно-эстетический центр принимал участников районного конкурса художественного слова «О театре, о жизни, о нас…». Детский сад «Аленушка» представляли дети подготовтительных к школе групп. Юные — любители художественного чтения покоряли строгое жюри произведениями о жизни и театре и пополнила свою копилку дипломом за 1 место!
28 ноября городской дом культуры «Восток» в торжественной обстановке и при полном аншлаге открыл районный фестиваль-конкурс театральных постановок «Театральная шкатулка». Детский музыкальный спектакль «Три дождя тому назад», подготовленный воспитанниками подготовительной группы №1 с музыкальным руководителем Натальей Петровной Суворовой и воспитателем Светланой Николаевной Перекатенко был представлен и получил награду «Лучшая режиссерская работа».
20 ноября коллектив «Дети планеты» подготовительной группы №1 представляли детский сад «Алёнушка» на районном конкурсе творческих коллективов экологической направленности «Я живу на красивой планете». Команда «Дети планеты» представили на суд строгого жюри музыкальную экологическую сказку «Девясил» и получили 3 место. Районный конкурс чтецов «Победа в наших сердцах». Ярослав С. под руководством Светланы Николаевны Перекатенко стал дипломантом 3-ей степени!
15 января дети из подготовительных групп принимали гостей из ЦКР; с Колядой и Хозяюшкой ребята узнали все об святочных традициях, прошли настоящим шествием колядовщиков и спели «коляду» для хозяйки домика, разучили веселую игру.
Второй частью праздника стал мастер-класс — дети с помощью педагогов изготовили чудесную игрушку-сувенир «Ангел».
13 февраля педагоги из детского сада устроили для ребят из подготовительной группы детского сада «Радуга» и своих подготовительных групп настоящие «Сретенские посиделки». Дети на празднике встретились со старинными русскими играми, песнями, забавами.
Таким образом, организованное нашим учреждением сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое воспитательнообразовательное пространство, использовать максимум возможностей для театрализованной деятельности, решать образовательные задачи, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Анализируя нашу работу, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Несмотря на то, что театрализованная деятельность практикуется в нашем саду давно, сегодня она вышла на новый, современный уровень полностью соответствующий требованиям ФГОС.