Приложение МААМ

Организация развивающей среды в соответствии с ФГОС до как средство повышения речевой активности воспитанников

Романовская Ольга
Организация развивающей среды в соответствии с ФГОС до как средство повышения речевой активности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса.

Публикация «Организация развивающей среды в соответствии с ФГОС до как средство повышения речевой активности воспитанников» размещена в разделах

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого воспитанника. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе.

Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение ребенка, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

Речевая компетенция – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде : предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Компоненты речевой развивающей среды :

• Речь педагога.

• Методы и приемы, направленные на развитие речи.

• Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.

Речевая среда бывает естественная и искусственная.

Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость). К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми. Речь педагога и окружающих ребенка людей.

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств.

К методическим средствам речевого развития относится :

1. Речь воспитателя.

Речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д).

2. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией, праздников и развлечений.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и

активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме.

• 4. Специальное оборудование для каждой возрастной группы

(речевая развивающая среда) – это организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе должны быть выделены центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.

Рекомендованы следующие центры:

Книжный уголок.

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

Уголок сенсорного развития, в котором находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки, камушки марблс и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

Музыкально-театральный уголок представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Так же здесь расположены сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Воспитанники учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени.

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать центр оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –“одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например «Учимся говорить правильно», «Реченька», или просто выделить место. В е оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, е героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, и наоборот, персонаж, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи (лексика, грамматика, развитие связной речи и др.).

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Речевая развивающая среда средней группы :

• Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации,

формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета);

• Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя –акцент на стимулирование познавательного интереса);

Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

Рекомендуемое оборудование и наполнение в уголке по развитию речи :

-На развитие речевого дыхания : султанчики, вертушки, игрушки на поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты; комплексы дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением.

-На формирование фонетического восприятия и слуха : шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т. д.

-Дидактические игры для активизации словаря; настольно-печатные игры с предметами - альбом (для формирования правильного звукопроизношения, отработки грамматических конструкций.

-Пособия для развития связной речи : серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки;

-Для развития мелкой моторики хорошими помощниками являются: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек; игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр; кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику; конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности; рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического мышления; пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук; мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка;

-Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров;

-Предметные картинки по лексическим темам для активизации словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: «Большие и

маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме, «Что из чего сделано» и др. ;

-Картотеки: чистоговорок, стихов, потешек, поговорок, загадок, пальчиковых гимнастик и т. д.

Эти игры планируются и проводятся ежедневно в течение дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду :

• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Публикации по теме:

«Дизайн и оформление летнего участка». Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС«Дизайн и оформление летнего участка». Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС С целью эффективного проведения летнего сезона в детском саду родители моих воспитанников провели колоссальную работу по благоустройству.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОСПостроение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IIIВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть III «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Тот, кому удается создать такую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей среды в соответствии с ФГОС до как средство повышения речевой активности воспитанников
Опубликовано: 22 мая 2020 в 15:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей среды в соответствии с ФГОС до как средство повышения речевой активности воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Романовская Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД