Ольга Ерохина
«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация развивающего пространства
в ДОУ для детей с ЗПР»
воспитатель МАДОУ д/с «Колокольчик»
Ерохина Ольга Александровна
Слйд 2
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Дети с ЗПР сейчас могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений.
Публикация «„Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида. Дошкольники, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.
Возможность положительных результатов коррекционной работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории. При условии особой организации воспитательно-образовательного процесса дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и в большинстве случаев продолжить образование.
Слайд3
Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:
- наличие в учреждении диагностико-консультативной службы;
- построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);
- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием);
- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);
- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности.
Важную роль в развитии ребенка с ЗПР играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребёнка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
Особенности детей с ЗПР предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.
Слайд 4
Цель:
Создание условий для полноценного развития детей с ЗПР.
Слайд 5
Задачи:
1. Совершенствование двигательных функций кисти.
2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия.
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
Слайд 6
Группу, в которой я работаю, посещает мальчик с диагнозом ЗПР, где одной из главных проблем есть задержка речевого развития. Его зовут Ваня. Ему 3 года 7 месяцев. Он не произносит слова и звуки вообще. Хотя понимает речь, выполняет просьбы, обслуживает себя сам. Наблюдая за ним и пообщавшись с родителями Вани я стала использовать в своей работе разнообразное оборудование, которое на мой взгляд, позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность ребёнка, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения, а так же оказывает развивающее действие на мелкую моторику пальцев и рук.
Веду работу с Ваней в двух блоках: сенсорный и активационный.
1. Активационный блок, где собрано оборудование, направленное на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
В группе есть спортивный инвентарь (лесенка, мячи для прыжков, маты, который позволяет совершенствовать двигательные функции ребенка.
Пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности.
Слайд 7
В качестве неструктурированной среды для игр использую воду, как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей.
Для развития тактильных ощущений и осязания использую игры с набивными подушечками различной фактуры и размером (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); резиновые шары, наполненные мукой, крахмалом, сыпучими продуктами.
Обоняние и вкусовые ощущения совершенствую в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами; с тряпичными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелисса, валериана – одновременно и успокаивают ребенка и меняют его настроение и самочувствие).
Зрительные и слуховые ощущения мы с Ваней развиваем в музыкальном уголке нашей группы. Ване очень нравится ударять молоточком по металлофону, звенеть колокольчиками. Так же использую музыкальный фон перед сном и после занятий (шум моря, пение птиц и т. п.). Всё это позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить детей.
Ване очень нравятся игры со светом и темнотой. Вечером достаточно выключить свет, включить фонарик или зажечь свечу и на стене появляются различные животные. Игры с мерцание зажженной свечи и наблюдение за «живым огоньком» - позволяет развивать зрительного восприятия, координации глаз, руки.
Я считаю, что гораздо легче дети запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать звук, увидеть цвет и потрогать.
2. Сенсорный блок включает в себя оборудование для развития моторики рук и пальцев. Здесь очень важным этапов в развитии ребенка с ЗПР является развитие мелкой моторики.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев и рук (типа нашей «Сороки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки»,
«Сорока», «Коза рогатая». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Учитывая вышесказанное, в работе с Ваней я использую игру с перекатыванием карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно,поочередно каждой рукой.
СЛАЙД 8, 9
Откручивание и закручивание разноцветных крышек способствует восприятию цвета и развитию моторики кисти.
Слайд 10
Игра с цветными шнурками и трубочками, которая способствует развитию мелкой мускулатуры рук и вырабатыванию умения самостоятельно выбирать цвет.
Слайд 11
Самомассаж кистей и пальцев рук сосновыми шишками.
Слайд 12
"Пальчиковый бассейн". "Купая" пальчики в таких "бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику.
"Бассейн" можно сделать очень просто : взять любую неглубокую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ("Бассейн" можно сделать не один, а три, четыре, в зависимости от величины камушков или шишек: мелкие, крупнее, еще крупнее; аналогично с шишками).
ВЫВОД:
Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирование с различными материалами, музыкальное и световое оформление, фито дизайн и ароматерапия; позволяют сделать среду эмоционально комфортной. Такие дети, как Ваня, требуют особого подхода. Поэтому основная работа с ним строится с учетом этих особенностей и включает организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных видов.
Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности ребенка не только помогут преодолеть нарушения в его развитии, но и станут действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Слайд 13