Приложение МААМ

«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»

Ольга Ерохина
«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация развивающего пространства

в ДОУ для детей с ЗПР»

воспитатель МАДОУ д/с «Колокольчик»

Ерохина Ольга Александровна

Слйд 2

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Дети с ЗПР сейчас могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений.

Публикация «„Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР“» размещена в разделах

Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида. Дошкольники, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.

Возможность положительных результатов коррекционной работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории. При условии особой организации воспитательно-образовательного процесса дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и в большинстве случаев продолжить образование.

Слайд3

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:

- наличие в учреждении диагностико-консультативной службы;

- построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием);

- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);

- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности.

Важную роль в развитии ребенка с ЗПР играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребёнка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Особенности детей с ЗПР предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.

Слайд 4

Цель:

Создание условий для полноценного развития детей с ЗПР.

Слайд 5

Задачи:

1. Совершенствование двигательных функций кисти.

2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия.

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

Слайд 6

Группу, в которой я работаю, посещает мальчик с диагнозом ЗПР, где одной из главных проблем есть задержка речевого развития. Его зовут Ваня. Ему 3 года 7 месяцев. Он не произносит слова и звуки вообще. Хотя понимает речь, выполняет просьбы, обслуживает себя сам. Наблюдая за ним и пообщавшись с родителями Вани я стала использовать в своей работе разнообразное оборудование, которое на мой взгляд, позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность ребёнка, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения, а так же оказывает развивающее действие на мелкую моторику пальцев и рук.

Веду работу с Ваней в двух блоках: сенсорный и активационный.

1. Активационный блок, где собрано оборудование, направленное на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

В группе есть спортивный инвентарь (лесенка, мячи для прыжков, маты, который позволяет совершенствовать двигательные функции ребенка.

Пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности.

Слайд 7

В качестве неструктурированной среды для игр использую воду, как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей.

Для развития тактильных ощущений и осязания использую игры с набивными подушечками различной фактуры и размером (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); резиновые шары, наполненные мукой, крахмалом, сыпучими продуктами.

Обоняние и вкусовые ощущения совершенствую в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами; с тряпичными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелисса, валериана – одновременно и успокаивают ребенка и меняют его настроение и самочувствие).

Зрительные и слуховые ощущения мы с Ваней развиваем в музыкальном уголке нашей группы. Ване очень нравится ударять молоточком по металлофону, звенеть колокольчиками. Так же использую музыкальный фон перед сном и после занятий (шум моря, пение птиц и т. п.). Всё это позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить детей.

Ване очень нравятся игры со светом и темнотой. Вечером достаточно выключить свет, включить фонарик или зажечь свечу и на стене появляются различные животные. Игры с мерцание зажженной свечи и наблюдение за «живым огоньком» - позволяет развивать зрительного восприятия, координации глаз, руки.

Я считаю, что гораздо легче дети запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать звук, увидеть цвет и потрогать.

2. Сенсорный блок включает в себя оборудование для развития моторики рук и пальцев. Здесь очень важным этапов в развитии ребенка с ЗПР является развитие мелкой моторики.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев и рук (типа нашей «Сороки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки»,

«Сорока», «Коза рогатая». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Учитывая вышесказанное, в работе с Ваней я использую игру с перекатыванием карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно,поочередно каждой рукой.

СЛАЙД 8, 9

Откручивание и закручивание разноцветных крышек способствует восприятию цвета и развитию моторики кисти.

Слайд 10

Игра с цветными шнурками и трубочками, которая способствует развитию мелкой мускулатуры рук и вырабатыванию умения самостоятельно выбирать цвет.

Слайд 11

Самомассаж кистей и пальцев рук сосновыми шишками.

Слайд 12

"Пальчиковый бассейн". "Купая" пальчики в таких "бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику.

"Бассейн" можно сделать очень просто : взять любую неглубокую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ("Бассейн" можно сделать не один, а три, четыре, в зависимости от величины камушков или шишек: мелкие, крупнее, еще крупнее; аналогично с шишками).

ВЫВОД:

Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирование с различными материалами, музыкальное и световое оформление, фито дизайн и ароматерапия; позволяют сделать среду эмоционально комфортной. Такие дети, как Ваня, требуют особого подхода. Поэтому основная работа с ним строится с учетом этих особенностей и включает организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных видов.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности ребенка не только помогут преодолеть нарушения в его развитии, но и станут действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Слайд 13

Публикации по теме:

Проект «Создание в ДОУ познавательной игротеки» В ДОУ, в связи с сокращением групп освободилось помещение. Творческий коллектив нашего детского сада решил использовать свободное помещение.

Разработка проекта организации развивающей среды с учетом федеральных государственных требований по образовательной областиРазработка проекта организации развивающей среды с учетом федеральных государственных требований по образовательной области Цель проекта: - организация развивающей среды по образовательной области для старшей возрастной группы. • Задачи проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 22:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ерохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД