Лучший педагог года

Организация работы по обучению дошкольников правильному звукопроизношению

Наталья Гузенко
Организация работы по обучению дошкольников правильному звукопроизношению
▼ Скачать +Заказ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Задачи образовательной области «Речевое развитие» :

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря;

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Публикация «Организация работы по обучению дошкольников правильному звукопроизношению» размещена в разделах

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В процессе работы педагоги ДЛОУ чаше встречаются с такими речевыми нарушениями, как звукопроизношение и нарушение лексико-грамматических категорий. Нарушение звукопроизношение встречается у 80 процентов детей в группе. Это связано с тем, что правильное формирование звука довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо проводить работу по развитию и коррекции нескольких компонентов речи:

1. Развитие артикуляции речевого аппарата;

2. Развитие фонематического слуха;

3. Развитие речевого дыхания;

4. Развитие мелкой моторики.

В процессе произношения звуков органы артикуляции принимают разные положения, поэтому важно укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата, а так же формировать правильную артикуляцию.

Положение органов артикуляции во время произношения звуков :

- свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, за зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;

- шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;

- Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

- Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

Для укрепления, развития, снятия тонуса органов артикуляционного аппарата рекомендуется применять комплекс артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений направленных на постановку звука по подражанию.

Звук Л.

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

«Поймаем мышку» - губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Звук Ш

«Чашечка» - широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе; к верхним зубам;

Б)к верхним альвеолам.

16. «Маляр» - улыбнуться, открыть

погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).

Звук Р

«Дятел» - улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.

После появления звука в речи ребенка обязательно требуется автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной речи.

Для этого можно исользовать;

1. Игры : «Закончи предложение»;«Скажи, что видишь», «Что изменилось», «Звук потелялся».

2. Заучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок;

3. Составление описательных рассказов, пересказ.

Формирование фонематического слуха.

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам.

В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа:

1. Развитие неречевого слуха.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа.

На первом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Как отмечает Г. В. Чиркина, они способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых бутылочек с разным наполнением (манка, гречка, горох).

Описание игры: взрослый ставит перед собой и перед ребенком бутылочки с разными наполнителями. Взрослый и ребенок по очереди гремят своими бутылочками, попарно ставят бутылочки, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает бутылочки и предлагает ребенку найти бутылочки, которые гремят одинаково.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

На втором этапе для развития речевого слуха рекомендуется начинать с дифференциации звуков, слогов и слов.

Игра «Звук услышу, сразу хлопну».

Вариант 1.

Взрослый предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук С (заданный звук может меняться).

Взрослый произносит ряд звуков : н-с-р-с-з-ш-с и так далее.

Вариант 2.

Взрослый предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный слог «са» из слогового ряда: са - ма - на - да - ка – СА

Игра «Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

На третьем этапе ребё нок должен овладеть:

- навыками вычленения первого или последнего звука;

- определение звука перед выделенным или после него;

- последовательности звуков в слове;

- определения количества звуков или слогов в словах.

Игра «Флажки»

Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя,какой этот звук : гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.

Игра «Цветные ёжики»

Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ.

Игра «Цепочка слов»

Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т. д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры - не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры платит фант (например, придумывает несколько слов на заданный звук).

Развитие речевого дыхания

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Техника выполнения упражнений:

1. глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот

плечи не поднимать;

2. необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

3. нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

4. упражнения проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.

Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому игры должны ограничиваться по времени - 3-5 минут в день с перерывами на отдых.

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания

Игра «Снежинки».

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Дети сидят на стульях. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Детям предлагают встать по одному возле каждой бабочки. Они дуют на бабочек.

«Футбол».

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю в цель.

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, вату. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Игра «Бульки»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Ход игры:

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем веселые бульки! Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика- это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Методы и приемы развития мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без;

Различные мозайки, конструкторы,игры- шнуровки, пазлы и т. д.

Графические упражнения (штриховка, дорисовка и т. д.)

Игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;

Театр: пальчиковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек», «Сухой бассейн».

Самомассаж кистей и пальцев рук (Су-Джок терапия; грецкими орехами, карандашами);

Самомассаж с использованием Су-Джок мяча.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечебного воздействия на точки кисти и стопы. Кисть и стопа обладают уникальным подобием и сходством со строением всего нашего тела. Их стимуляция оказывает выраженное профилактическое и лечебное действие.

Су - Джок терапия воздействует на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений через стимуляцию высокоактивных точек соответствия на кистях и стопах. Стимуляция систем соответствия способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.

Актуальность использования Су-джок терапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

-массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

-оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;

-вызывает положительные эмоции (радость, удивление); снижает негативные проявления и отрицательные эмоции (злость, гнев, обида);

-Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

-Су-джок терапию можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Приемы работы :

- Сжимание и разжимание шариков в кулачок каждой руки.

- Нажимать каждым пальчиком на шарик.

- Прокатывать шарик между ладонями круговыми движениями.

- Прокатывать шарик между ладонями прямыми движениями.

- Удерживание шарика 2-мя, 3-мя пальцами.

Самомассаж сопровождается стихотворным текстом, подобранный в соответствии с лексической темой, изучаемой на занятии.

Ежик

Гладь мои ладошки, ёж

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, катает мяч по верхней стороне ладони, затем по нижней.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр»Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр» У вашего ребенка есть проблемы с произношением определенных звуков,иногда дети меняют их на другой звук. Не сложные и забавные игры с.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по обучению дошкольников правильному звукопроизношению
Опубликовано: 31 января 2022 в 19:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по обучению дошкольников правильному звукопроизношению» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гузенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД