Наталия Пешехонова
Организация пространственной и визуальной поддержки дошкольников с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция детей с аутизмом возможна при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям.
В последние годы в детские общеобразовательные учреждения поступает большое количество детей с расстройствами аутистического спектра, возникает вопрос, как организовать их и как, чему- либо научить!
Публикация «Организация пространственной и визуальной поддержки дошкольников с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основными особенностями развития детей с аутизмом являются трудности в социальном взаимодействии, речевые нарушения, ограниченные интересы и стереотипное поведение. Одна из популярных стратегий решения этих проблем – правильная организация пространства и визуальная поддержка.
Правильная организация пространства дает ребенку с РАС возможность лучше усвоить функции предметов помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социально-поведенческие навыки. Окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью. Для этого желательно создать следующие условия:
1. Комнату для ребенка можно разделить на «зоны» для различных видов деятельности (зона отдыха, игровая зона, учебная зона). Это формирует у него четкие упорядоченные представления о том, чем и где надо заниматься. Предметы быта, учебные и игровые материалы находятся только в соответствующем помещении или «зоне».
2. При организации игрового пространства важно обеспечить возможность социального взаимодействия и коммуникации между ребенком и его «партнером» по игре. В игровой зоне должен быть мягкий ковер, шкаф с игрушками и играми, а также игровой стол.
3. Организуя учебное пространство, т. е. пространство, где вы предполагаете заниматься с ребенком, желательно иметь наличие отдельного стола и стула, соответствующие возрасту ребенка, отдельный шкаф, в котором находится только учебный материал. Работа по формированию стереотипа учебного поведения организуется таким образом, чтобы ребенок не отвлекался от выполнения заданий.
4. Важную роль в процессе социализации детей с аутистическими расстройствами имеет организация времени и режима дня. Учитывая склонность к стереотипам, характеризующую детей с аутизмом, режим дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда социальные события и действия в сознании аутичного ребенка становятся упорядоченными.
При планировании деятельности ребенка следует учитывать, что у детей-аутистов понимание речи сильно ограничено. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений событий и явлений окружающего мира для них недостаточны. Поэтому ребенку нужно наглядно продемонстрировать последовательность событий или действий при помощи фотографий или карточек с изображением предполагаемой деятельности.
Визуальная поддержка является одним из методов предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Что же такое визуальная поддержка? Сюда входит все, что помогает нам общаться с другими людьми, обмениваясь информацией через зрение. Качество визуальной поддержки определяется просто : чем удобнее и точнее информация, которую может получить ребенок через зрение (а дети с аутизмом лучше воспринимают именно визуальную информацию, чтобы легче объясниться с окружающими, тем лучше визуальная поддержка.
Визуальный способ предоставления информации:
• помогает концертировать и удерживать внимание;
• представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями развития могут легко и быстро её понять;
• проясняет вербальную информацию;
• дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения;
• обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения;
• помогает при смене активностей или местоположения.
Можно выделить несколько видов визуальной поддержки :
• расписание дня - дети с аутизмом не могут самостоятельно планировать время, поэтому взрослый должен помочь им составить распорядок дня. Лучше всего начинать с последовательности двух событий «что с начала будет – что потом». «Сначала…» - это тот навык, которому вы хотите научить ребенка или который он не любит практиковать. «Потом…» - это та деятельность, которую любит ваш ребенок. Когда дети поймут принцип работы по расписанию из 2х пунктов, следует постепенно усложнять. Доводя до целого распорядка дня.
• расписание занятий, т. е. это планирование учебной деятельности в течение дня. Занимаясь с ребенком необходимо использовать для визуальной поддержки план. Он демонстрирует порядок действий на занятии, что позволяет ребенку самостоятельно ориентироваться в учебном процессе. Для составления плана занятия рекомендуется применять карточки с символами и подписями.
• визуальные подсказки бывают :
- ориентировочные – в качестве которых чаще всего используются пиктограммы с изображениями предметов или действий, обозначающих определенные помещения или виды деятельности. Такие визуальные подсказки приклеиваются в соответствующих местах (например, на дверях, стенах различных помещений: музыкальный зал, столовая) и дают возможность ребенку - аутисту сориентироваться - какие социальные действия можно осуществлять в отведенном месте;
- коммуникативные – это ситуативные таблички с текстом, которые располагаются в соответствующих местах (например, на шкафу с одеждой – «давай одеваться», на двери туалета «Я хочу в туалет», На входной двери «Открой дверь»);
-социально-поведенческие – используются рисунки, пиктограммы с изображением действий, соответствующих социальной ситуации (например, на кухне – мальчик, обедающий за столом).
• социальная история – представляет собой краткий рассказ с подробными иллюстрациями. Она разрабатывается индивидуально для конкретного ребенка и включает вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например: «Как вести себя, переходя дорогу», «Как разогреть обед в микроволновке», «Поход в магазин», «Визит к стоматологу» и т. д. Социальная история способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребенка через то дело, которое пока что трудно поддается к самостоятельному выполнению.
• визуальные правила и инструкции. Негативное поведение ребенка с РАС может выражать потребность в помощи или внимании, уход от стрессовых ситуаций, желание получить какой-либо предмет, непонимание, протест против нежелаемых событий и т. п. В данных случаях визуальные правила и инструкции помогут отобразить правила поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать. Например: говорить по очереди (вместо «не перебивай», поднимать руку (вместо «не выкрикивать с места») Запрет на определенное поведение (например, «не кричать») не работает, поэтому правила содержат то, что нужно делать конкретно.
Наглядный материал, который используется при разработке визуальной поддержки включает в себя : фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, схемы, логотипы, реальные предметы и письменный язык. Наглядный материал выбирается индивидуально, с учетом способности ребенка к пониманию разных уровней абстракции.
Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия ребенка, предоставляет ребенку много времени на формирование понимания, помогает в запоминании на долгое время, ведь слова исчезают сразу после озвучивания, а визуальный символ остается на долгое время.
Таким образом, правильная организация окружающего пространства и визуальные подсказки помогут ребенку с расстройствами аутистического спектра, только вступающего в большой мир и делающего первые усилия, понять, как работает все вокруг. Способствовать дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддержит уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогут развить коммуникацию, взаимодействие детей - аутистов с окружающими и возможность быть более успешными в социуме.