МААМ-картинки

Организация пространственной и визуальной поддержки дошкольников с РАС

Наталия Пешехонова
Организация пространственной и визуальной поддержки дошкольников с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция детей с аутизмом возможна при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям.

В последние годы в детские общеобразовательные учреждения поступает большое количество детей с расстройствами аутистического спектра, возникает вопрос, как организовать их и как, чему- либо научить!

Публикация «Организация пространственной и визуальной поддержки дошкольников с РАС» размещена в разделах

Основными особенностями развития детей с аутизмом являются трудности в социальном взаимодействии, речевые нарушения, ограниченные интересы и стереотипное поведение. Одна из популярных стратегий решения этих проблем – правильная организация пространства и визуальная поддержка.

Правильная организация пространства дает ребенку с РАС возможность лучше усвоить функции предметов помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социально-поведенческие навыки. Окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью. Для этого желательно создать следующие условия:

1. Комнату для ребенка можно разделить на «зоны» для различных видов деятельности (зона отдыха, игровая зона, учебная зона). Это формирует у него четкие упорядоченные представления о том, чем и где надо заниматься. Предметы быта, учебные и игровые материалы находятся только в соответствующем помещении или «зоне».

2. При организации игрового пространства важно обеспечить возможность социального взаимодействия и коммуникации между ребенком и его «партнером» по игре. В игровой зоне должен быть мягкий ковер, шкаф с игрушками и играми, а также игровой стол.

3. Организуя учебное пространство, т. е. пространство, где вы предполагаете заниматься с ребенком, желательно иметь наличие отдельного стола и стула, соответствующие возрасту ребенка, отдельный шкаф, в котором находится только учебный материал. Работа по формированию стереотипа учебного поведения организуется таким образом, чтобы ребенок не отвлекался от выполнения заданий.

4. Важную роль в процессе социализации детей с аутистическими расстройствами имеет организация времени и режима дня. Учитывая склонность к стереотипам, характеризующую детей с аутизмом, режим дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда социальные события и действия в сознании аутичного ребенка становятся упорядоченными.

При планировании деятельности ребенка следует учитывать, что у детей-аутистов понимание речи сильно ограничено. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений событий и явлений окружающего мира для них недостаточны. Поэтому ребенку нужно наглядно продемонстрировать последовательность событий или действий при помощи фотографий или карточек с изображением предполагаемой деятельности.

Визуальная поддержка является одним из методов предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Что же такое визуальная поддержка? Сюда входит все, что помогает нам общаться с другими людьми, обмениваясь информацией через зрение. Качество визуальной поддержки определяется просто : чем удобнее и точнее информация, которую может получить ребенок через зрение (а дети с аутизмом лучше воспринимают именно визуальную информацию, чтобы легче объясниться с окружающими, тем лучше визуальная поддержка.

Визуальный способ предоставления информации:

• помогает концертировать и удерживать внимание;

• представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями развития могут легко и быстро её понять;

• проясняет вербальную информацию;

• дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения;

• обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения;

• помогает при смене активностей или местоположения.

Можно выделить несколько видов визуальной поддержки :

• расписание дня - дети с аутизмом не могут самостоятельно планировать время, поэтому взрослый должен помочь им составить распорядок дня. Лучше всего начинать с последовательности двух событий «что с начала будет – что потом». «Сначала…» - это тот навык, которому вы хотите научить ребенка или который он не любит практиковать. «Потом…» - это та деятельность, которую любит ваш ребенок. Когда дети поймут принцип работы по расписанию из 2х пунктов, следует постепенно усложнять. Доводя до целого распорядка дня.

• расписание занятий, т. е. это планирование учебной деятельности в течение дня. Занимаясь с ребенком необходимо использовать для визуальной поддержки план. Он демонстрирует порядок действий на занятии, что позволяет ребенку самостоятельно ориентироваться в учебном процессе. Для составления плана занятия рекомендуется применять карточки с символами и подписями.

визуальные подсказки бывают :

- ориентировочные – в качестве которых чаще всего используются пиктограммы с изображениями предметов или действий, обозначающих определенные помещения или виды деятельности. Такие визуальные подсказки приклеиваются в соответствующих местах (например, на дверях, стенах различных помещений: музыкальный зал, столовая) и дают возможность ребенку - аутисту сориентироваться - какие социальные действия можно осуществлять в отведенном месте;

- коммуникативные – это ситуативные таблички с текстом, которые располагаются в соответствующих местах (например, на шкафу с одеждой – «давай одеваться», на двери туалета «Я хочу в туалет», На входной двери «Открой дверь»);

-социально-поведенческие – используются рисунки, пиктограммы с изображением действий, соответствующих социальной ситуации (например, на кухне – мальчик, обедающий за столом).

• социальная история – представляет собой краткий рассказ с подробными иллюстрациями. Она разрабатывается индивидуально для конкретного ребенка и включает вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например: «Как вести себя, переходя дорогу», «Как разогреть обед в микроволновке», «Поход в магазин», «Визит к стоматологу» и т. д. Социальная история способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребенка через то дело, которое пока что трудно поддается к самостоятельному выполнению.

визуальные правила и инструкции. Негативное поведение ребенка с РАС может выражать потребность в помощи или внимании, уход от стрессовых ситуаций, желание получить какой-либо предмет, непонимание, протест против нежелаемых событий и т. п. В данных случаях визуальные правила и инструкции помогут отобразить правила поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать. Например: говорить по очереди (вместо «не перебивай», поднимать руку (вместо «не выкрикивать с места») Запрет на определенное поведение (например, «не кричать») не работает, поэтому правила содержат то, что нужно делать конкретно.

Наглядный материал, который используется при разработке визуальной поддержки включает в себя : фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, схемы, логотипы, реальные предметы и письменный язык. Наглядный материал выбирается индивидуально, с учетом способности ребенка к пониманию разных уровней абстракции.

Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия ребенка, предоставляет ребенку много времени на формирование понимания, помогает в запоминании на долгое время, ведь слова исчезают сразу после озвучивания, а визуальный символ остается на долгое время.

Таким образом, правильная организация окружающего пространства и визуальные подсказки помогут ребенку с расстройствами аутистического спектра, только вступающего в большой мир и делающего первые усилия, понять, как работает все вокруг. Способствовать дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддержит уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогут развить коммуникацию, взаимодействие детей - аутистов с окружающими и возможность быть более успешными в социуме.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с использованием визуальной поддержки для детей старшего дошкольного возраста с РАС «Зима»Конспект интегрированного занятия с использованием визуальной поддержки для детей старшего дошкольного возраста с РАС «Зима» Цель: Закрепить знания детей о признаках зимы. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Обучать детей устанавливать.

Конспект ОД по ФЦКМ с использованием Фиолетового леса и визуальной поддержки «Кому и для чего нужна вода» для детей с ОВЗ»Конспект ОД по ФЦКМ с использованием Фиолетового леса и визуальной поддержки «Кому и для чего нужна вода» для детей с ОВЗ» Конспект занятия "Кому и для чего нужна вода?" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Цель: Дать детям знания о том, кому и для.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация пространственной и визуальной поддержки дошкольников с РАС
Опубликовано: 30 января 2024 в 13:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация пространственной и визуальной поддержки дошкольников с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Пешехонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД