Татьяна Завгородняя
Организация прогулки с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на настроение ребёнка, состояние здоровья, способствует повышению аппетита, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности и оказывает закаливающий эффект.
При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.
Публикация «Организация прогулки с детьми старшего возраста» размещена в разделах
Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.
Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.
Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.
Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый ребенок приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.
Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочницы, емкость для игр с водой). Формочки, сосуды, совочки и другой инвентарь выносятся на прогулки. Кроме этого, широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д., игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.
Постоянно и разнообразно двигается ребенок на участке.
Становится очевидным, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.
Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:
- разнообразные наблюдения;
- дидактические задания (индивидуальная работа);
- трудовые действия самих детей;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- самостоятельная деятельность детей.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус.
В знойное летнее время дети сразу же начинают выполнять трудовые действия, наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки.
Главное - каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств младших дошкольников.
В течение года проводятся и вечерние прогулки. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную них тему, организовать индивидуальные игры - развлечения понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением и событием, которое заметили они сами. Главное - сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
Целевые прогулки
Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т. д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).
Целевые прогулки могут носить познавательный характер, например прогулка в летний парк, где дети закрепляют знания о растениях.
Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, воспитатель должен хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни детей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, могут подключить и родителей.
Основной целью прогулок может быть и организация детской деятельности в природе, например сбор природного материала для создания поделок, коллажей.
Следует помнить, что при организации целевых прогулок с детьми важной является эмоциональная сторона.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных.
Представляю вашему вниманию презентацию на тему:
«А мы гуляем вот так!».
Презентация состоится из двух частей. В первой части показана прогулка, которая нацелена на развитие различных видов деятельности: познавательной, речевой, трудовой, игровой.
Во второй части представлена экскурсия в пожарную часть.
Во время экскурсии ребята познакомились с профессией пожарного, узнали, какую роль играют диспетчер пожарной службы и шофер пожарной машины. Специалист пожарной части провел познавательную беседу о том, что может произойти в случае пожара, о причинах его возникновения, рассказал, что нужно предпринять, если стал очевидцем возгорания, и познакомил с правилами противопожарной безопасности.
Но самой запоминающейся и долгожданной частью экскурсии стал момент, когда дети смогли примерить пожарный шлем, посидеть в пожарном автомобиле, рассмотреть специальную одежду пожарных и пожарный инвентарь.
На прощанье пожарные вручили детям памятки о пожарной безопасности, а дети пообещали выполнять правила пожарной безопасности. Встречей остались довольны все.