Папки-передвижки

Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками

Татьяна Осипова
Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

К о н с у л ь т а ц и я

«Организация проектно– исследовательской деятельности с дошкольниками».

«Организация проекта».

Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми – является проектно-исследовательская деятельность.

Публикация «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками» размещена в разделах

Это не только просто исследование, и не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведение в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Проектная деятельность – это осознанная добыча новых знаний. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Организация проектной деятельности на сегодняшний день одно из перспективных направлений работы в системе дошкольного образования.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели; создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам.

Иначе говоря, проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое и заканчивает проект свое существование тогда, когда достигнута конечная цель.

У детей на четвёртом году жизни возникает наглядно-образное мышление, ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трё х важных достижениях:

- у детей накопилась определённая сумма знаний;

- сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть проблемы в собственных знаниях;

- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путём от взрослого человека.

Очень полезно не сообщить знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети второй младшей группы ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослыми, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

Целью проектно-исследовательской деятельности является становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребёнка окружает.

В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребёнка. Дети развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина, как для взрослого, так и для ребёнка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность учёного.

Проект неизбежно включает элементы реализации проектной деятельности :

Активизация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта).

Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти).

Выбор темы проекта (обозначить границы проекта).

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы).

Выработка гипотезы.

Определение последовательности проведения проекта.

Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

Анализ и обобщение полученных материалов.

Подготовка отчёта (сообщение по результатам проекта).

Доклад (защита своей темы публично).

Сроки реализации проекта : краткосрочные и долгосрочные (от несколько месяцев до нескольких лет)

Участники проекта : Воспитанники группы; воспитатели группы; педагогические работники ДОУ; родители воспитанников.

Сбор материала. Он может происходить из различных источников.

-Это занятие. Но, в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жёстко организованных, заранее спланированных занятий.

- Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада.

- Это предметно-развивающая среда по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены и самые разнообразные средства, и материалы для самостоятельной работы детей.

- При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребёнок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.

- Получить информацию, обратившись к любому человеку, специалисту, из компьютера.

Ожидаемые результаты от реализации проекта :

Воспитание самостоятельной и отзывчивой личности.

Развитие творческого начала и интеллектуальных способностей.

Способствование формированию целеустремлённости, настойчивости.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта :

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

По праву проектная деятельность стала частью учебного процесса, ведь при ее реализации у детей возникает множество вопросов, в основе, которой лежит познавательный мотив. Дети задают вопросы сверстникам, родителям, воспитателям, ищут ответы в книгах, а затем, с готовыми материалами, выступают перед всеми детьми. Некоторые детские вопросы становятся темами очередных специальных бесед, которые проводятся в основном, в вечерние отрезки времени. В конце каждого проекта дошкольники демонстрируют свои умения думать, рассуждать, делать выводы.

Все это говорит о том, что внедрение проектно-исследовательской деятельности является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса.

Публикации по теме:

План работы методического объединения воспитателей «Организация образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ» Цель: Обеспечить рост педагогического мастерства, повышение творческого потенциала, распространение актуального педагогического опыта..

Презентация к исследовательской работе «Динозавры существуют?!» Современное образование нацелено на переориентацию образовательного процесса с методов, способствующих усвоению информации, на методы, нацеленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками
Опубликовано: 25 апреля 2015 в 15:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД