Коробейникова Елена
Организация летней оздоровительной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №23 «Лучик
Методическая разработка
«Организация летней оздоровительной работы в детском саду»
Выполнил: Коробейникова Е. А.
Воспитатель группы «Сибирячки»
2023г
Пояснительная записка
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в дошкольных учреждениях.
Публикация «Организация летней оздоровительной работы в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Летний оздоровительный период требует тщательной подготовки как со стороны управлений образования и здравоохранения, так и каждого дошкольного учреждения. В подготовительный период со всеми работниками дошкольного учреждения обсуждаются вопросы организационно-методической работы, изучаются инструкции: по охране жизни и здоровья детей в детских дошкольных учреждениях, по охране труда, о предупреждении отравлений детей ядовитыми растениями и грибами, правила пожарной безопасности.
Накануне летнего оздоровительного периода проводятся общие групповые родительские собрания. Врач и медицинская сестра знакомят родителей с состоянием здоровья детей, организацией из оздоровления и закаливания. Для родителей проводятся консультации по организации совместного отдыха взрослых членов семьи и детей в выходные и во время отдыха.
С целью результативной подготовки к оздоровительному периоду и эффективному его проведению по дошкольному учреждению издается приказ о создании рабочей группы по подготовке и планированию летней оздоровительной работы с детьми.
Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в организации жизни детей в летний период и самостоятельно выстраивает и реализовывает модель разнообразной деятельности. Обязательными структурными компонентами плана должна быть:
• подготовительная работа (ресурсное обеспечение оздоровительного процесса);
• организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);
• организация распорядка жизни и воспитательно-образовательного процесса в летний период;
• взаимодействие с семьей.
По окончании летнего оздоровительного периода медсестра и педагоги на основании индивидуальных характеристик состояния здоровья ребенка проводит оценку эффективности летнего отдыха отдельно каждого ребенка, каждой группы и всего коллектива в целом.
Итоги летней работы обсуждаются в дошкольных учреждениях на педсоветах, общих собраниях. На основании анализа и аналитической оценки работы намечается план мероприятий на следующий летний сезон.
Организация летней оздоровительной работы в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Лучик»
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача коллектива ДОУ, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности.
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию дошкольников в летний период года. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. В летний период особенно большие возможности предоставлены для закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие процедуры. Летом все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Цель: Объединить усилия педагогов и родителей воспитанников по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка
Задачи:
1 .Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
3. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период. Осуществлять систему закаливающих процедур. Обеспечить витаминизированное сбалансированное питание.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам в методическом кабинете заместитель заведующего по воспитательно-методической работе должен подобрать необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, календарь летних народных праздников и т. д. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы; специально составленная картотека подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них; практические советы и методические рекомендации (например, Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).
Вооружить педагогов знаниями, необходимыми для полноценной воспитательной работы с детьми, помогут специальные семинары-практикумы «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников в летний период», «Система закаливания летом», «Особенности организации детского творчества в летний период», «Организация подвижных игр на прогулке» и др.
На заключительном педагогическом совете в мае следует ознакомить педагогов с основными задачами работы ДОУ в летний период :
• создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
• реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;
• осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
План летней работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия.
Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН 2.4.1.124903 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14). Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.
Организация целевых прогулок
Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Это могут быть прогулки:
• на луг ("От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето", "Зеленая аптека");
• к реке ("В речном царстве, в прибрежном государстве");
• в сквер ("Люби и знай родной свой край") и др.
Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.
В ходе прогулки полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: «Угадай цветок по описанию», «Узнай дерево по листу», «Следопыты». Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.
Можно организовать соревнование «Кто больше заметит вокруг интересного и необычного», взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей и то, что они наблюдают. После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.
Интересно составить книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки.
Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:
• заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами ДОУ;
• определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;
• чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;
• принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача);
• организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со старшей группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для подготовительной группы – 40–45 мин в один конец);
• осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;
• запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.
Накануне целевой прогулки заведующий ДОУ издает приказ, в котором оговариваются маршрут, сопровождающие детей лица, количество дошкольников в группе. Ответственные за сопровождение дошкольников проходят инструктаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей. В качестве примера в приложении 2 представлена Инструкция по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении целевых прогулок за пределы детского сада в летний период.
Организация творческих площадок
Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.
Для успешной реализации свободного художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в летний период организовывают творческие площадки. Их деятельность построена в форме увлекательной игры-путешествия по мастерским-станциям:
• «Волшебный мир»;
• «Весёлая кисточка»;
• «Юные исследователи»;
• «Творческая мастерская»;
• «Пластилиновое чудо».
Мастерская-станция представляет собой специально организованное пространство : затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, стульями, необходимыми материалами. Каждую станцию украшает оригинальная вывеска, детские рисунки, поделки, коллажи и фотографии. Воспитанники могут принять участие в работе любой мастерской, «купив» билет до заинтересовавшей их станции.
Каждой творческой мастерской руководит педагог, владеющий знанием прикладного характера, способный увлечь своим творчеством ребенка, ненавязчиво руководить свободной, самостоятельной деятельностью дошкольников.
Приобщаются дети к художественно-творческой деятельности поэтапно. Основная цель первого – ознакомительного этапа – актуализация художественно-творческих интересов детей.
Данный этап игры-путешествия предполагает знакомство воспитанников с разными видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, двигательной и пр.) путем их презентации. Прибывающих на станцию детей встречают сказочные персонажи (специально изготовленные куклы, а затем ребята знакомятся с видом искусства. Педагоги демонстрируют дошкольникам произведения искусства, предлагая включиться в совместную творческую деятельность. Длительность первого этапа – две недели.
Основная цель второго – ориентировочного этапа – расширение круга интересов детей и предоставление им возможности проявить себя в различных видах творческой деятельности; помощь ребенку определиться со своими интересами и сделать выбор художественно-творческой мастерской.
Второй этап игры-путешествия предполагает организацию художественно-творческой деятельности старших дошкольников в ситуации свободного выбора студий. На этом этапе три раза в неделю в группах детей старшего дошкольного возраста объявляется «Час свободного творчества», в рамках которого ребенок может включиться в работу любой студии под руководством педагога. При этом каждый раз он может менять студии-станции, следуя своим интересам и потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Программа работы студий предусматривает возможность приобщения ребенка к работе на любом ее этапе. Задания, предлагаемые детям, носят занимательный характер, преследуют цель продемонстрировать особенности того или иного вида деятельности, увлечь ребенка одним из видов художественного творчества.
Занимаясь в творческих мастерских, дошкольники приобретают опыт творческой деятельности, удовлетворяют свои ситуационные интересы к определенному виду творчества. Длительность второго этапа – четыре недели.
Основная цель третьего – профильного этапа – создание условий для более глубокого освоения детьми определенного вида творческой деятельности и удовлетворения детских интересов в одном из них.
На данном этапе дошкольники включаются в работу той или иной художественно-творческой мастерской на основе самоопределения личных интересов. Педагогическим результатом данного этапа наряду с углублением интересов детей является развитие творческих художественных способностей воспитанников. В завершении работы творческих площадок проводится «Творческий отчет», в ходе которого дети демонстрируют свои достижения, организуется выставка детских работ, оформляются портфолио дошкольников. Длительность третьего этапа – шесть недель.
Эффективность работы творческих площадок во многом зависит от того, соблюдены ли следующие условия:
• разработано программное обеспечение и технологии организации художественно-творческой деятельности с учетом запросов и потребностей детей;
• реализован индивидуально-дифференцированный подход к личности каждого ребенка;
• осуществлен педагогический мониторинг художественно-творческой деятельности дошкольников;
• созданы специальные условия для организации различных видов художественно-творческой деятельности, обеспечивающие проявление самостоятельности, спонтанности, свободы выбора и самоопределения ребенка;
• использованы игровые формы стимулирования интереса к художественно-творческой деятельности.
Необходимо отметить, что характер интересов дошкольников во многом определяется педагогическим мастерством педагога-организатора художественно-творческой деятельности. Руководитель творческой площадки должен быть не только профессионалом, но и увлеченным, креативным человеком. Его задача заключается в обогащении художественно-творческого опыта дошкольников, создании среды для творческих проявлений. Педагог должен поддерживать, стимулировать и развивать свободное творчество детей, возникающее по их желанию и интересам.
Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.