татьяна шигидина
Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Усваивается все крепко и надолго, когда
ребенок слышит, видит и делает сам»
(Р. Эмерсон).
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Уголки и научные центры
- Темочки
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. Ведь знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
В соответствии с требованиями ФГОС современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. В требованиях ФГОС к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей; идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы.
Опытно-экспериментальная деятельность объединяет все виды деятельности (наблюдение, трудовые действия, развитие речи, изобразительная деятельность, элементарные математические представления, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, позволяет использовать нестандартные решения, создавать творческую личность.
Основная задача ДОУ: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Педагог должен организовать работу таким образом, чтобы дети могли наблюдать, повторить опыт, отвечать на вопросы, делать выводы.
Опытно-экспериментальная деятельность реализуется в следующих моментах:
• в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, ООД, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение);
• в ходе режимных моментов;
• во взаимодействии с родителями.
Реализуя общеобразовательную программу дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, наблюдая за детьми, был сделан вывод о необходимости применения детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы мною были разработаны:
• план кружковой работы «Юные экологи». План разработан на основе книги «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», библиотека программы «ДЕТСТВО», под редакцией Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой.
• Картотека опытов
• Уголок экспериментальной деятельности : находится рядом с уголком природы; оснащен специальным оборудованием, разнообразными материалами.
В условиях ДОУ использую только элементарные опыты и эксперименты. При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
• постановка проблемы;
• поиск путей решения проблемы (что нужно сделать);
• выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получится);
• проверка гипотез, предположений (отбор нужных материалов для проведения опыта, реализация в действии);
• обсуждение полученных результатов;
• формулировка выводов
Главное в экспериментировании то, что дети могут повторить эксперимент сами и испытывают от своих «открытий» чувство радости, рассказывают о них родителям, повторяют дома.
Детское экспериментирование имеет свои особенности:
• свободно от обязательности;
• не следует жестко регламентировать продолжительность опыта;
• не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана;
• дети не могут работать, не разговаривая;
• необходимо учитывать индивидуальные различия детей;
• не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результата эксперимента;
• ребенок имеет право на ошибку;
• применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
В результате своей деятельности, я пришла к выводу, что работа в данном направлении эффективна для развития познавательной активности детей; повышения уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков; совершенствования речевого развития дошкольников; развития личностных характеристик (инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими); углубления и расширения знаний детей о живой и неживой природе.
Содержание уголка экспериментальной деятельности :
Для работы в уголке экспериментальной деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование, которое является совершенно безопасным для детей и находится в доступном расположении.
Здесь проводятся элементарные опыты по изучению явлений природы, свойств материалов, экспериментальные игры с водой, песком, камнями, магнитами. Для этого имеется все необходимое оборудование:
• приборы: лупы, песочные часы, магниты;
• сосуды разной величины и из различных материалов;
• природный материал: камни, глина, земля, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, семена разных растений;
• различная бумага;
• красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
• медицинские: шприцы, пипетки, мерные ложечки, пинцеты, деревянные палочки, резиновые груши, резиновые перчатки;
• зеркала, воздушные шары, трубочки для сока, соль, сахар, мука, крахмал, контейнеры от киндер-сюрпризов, веревки, шнурки, тесьма, прищепки, пуговицы;
• крупы; фасоль, горох
• ткани;
• резиновые и пластмассовые игрушки для игр в воде;
• сито, воронки, форма для льда.