Наталья Рыжова
Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность, желание познавать окружающий мир, иногда становится небезопасным для него. Проблема связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность. В связи с этим организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать как можно раньше. Эта работа должна носить системный характер и проходить непрерывным процессом.
Цель:
Публикация «Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование основных понятий опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Способствовать развитию у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Задачи:
- формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;
- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
- развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;
- учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;
- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Принципы организации работы : системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания с учетом возрастных особенностей.
Основные методы обучения безопасному поведению :
Основными методами обучения безопасному поведению выступают : наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений, словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, практические (упражнения, опыты, моделирование).
Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания :
1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
Методы и формы обучения и воспитания
Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания :
- комплексные занятия, тренинги;
- экскурсии, целевые прогулки, походы;
- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;
- сочинение историй;
- наблюдения;
- беседы групповые и индивидуальные;
- чтение специальной детской литературы;
- анализ заданных ситуаций;
- выполнение поручений;
- экспериментирование.
С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- плакаты, иллюстрации;
- настольно-печатные игры, дидактические игры;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- подборку художественной литературы по теме.
Перспективный план
Безопасность собственной жизнедеятельности
Охрана здоровья
Безопасность на дорогах
Этика поведения
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения проводится в течении месяца, каждую неделю меняется основная задача. Форма, время и методы проведения по выбору воспитателя.
Безопасность собственной жизнедеятельности :
1. «Прогулка по лесу»- Закрепить правила поведения в лесу.
2. «Помоги мишке»- Закрепить знания о правилах поведения, если ты потерялся.
3. «Берегись!»- Закрепить знания о ядовитых растениях.
4. «Наша помощница вода»- Формировать представления детей о значении воды в жизни человека.
5. «Зимняя прогулка»- Развивать знания детей о правилах поведения на улице зимой.
6. «Наши эмоции»- Развивать умение управлять своими эмоциями.
7. «Безопасная игра»- Закрепить правила безопасной игры : беречь глаза, не толкать предметы в уши, рот.
8. «Находка»- Развивать знания детей о том, что предметы найденные на улице нельзя трогать, брать самостоятельно без взрослых.
Охрана здоровья
1. «Витамины»-Закрепить знания о витаминах, в каких продуктах они содержатся.
2. «Мои глаза»-Закрепить знания детей о необходимости охраны зрения.
3. «Белый, вкусный снег идёт»- Закрепить знания о зимних опасностях для здоровья.
4. «Зарядка- залог здоровья»-Формировать представления детей о необходимости проведения утренней зарядки.
5. «Насекомые» - Развивать знания о вредных для жизни человека насекомых: вши, клещи, комары.
6. «Полезное и вредное солнце»- Познакомить детей с понятиями : солнечный удар, солнечный ожог, загар.
Дорожная безопасность
1. «Опасная дорога»- Познакомить детей с опасностями на дороге в разное время года.
2. «Перейди дорогу»-Закрепить знания о соблюдении правил перехода дороги.
3. «Где найти зебру?»-Развивать знания о дорожных знаках для пешеходов.
4. «Полетели санки вниз»-Закрепить знания о соблюдении правил игры рядом с дорогой –зимой.
5. «Светофор»-Закрепить знания о светофоре, его назначении.
6. «Разные дороги»- Формировать представления детей о разнообразии дорог. Закрепить знания о необходимости соблюдения правил поведения на дороге.
7. «Мой велосипед или самокат»- Познакомить с правилами езды на велосипеде или на самокате.
Этика поведения
1. «Вежливые слова» - Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «извините» и т. д.
2. «На занятие»-Закрепить знания о правилах поведения на занятие.
3. «Помощники»- Воспитывать привычку убирать за собой. Развивать любовь к порядку, чистоте.
4. «Детский сад»-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
5. «За столом»-Развивать знания о правилах поведения за столом.
6. «К нам пришли гости»-Закрепить знания о правилах поведения хозяина»
7. «В гостях»- Закрепить знания о правилах поведения в гостях
8. «Девочки и мальчики»-Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков- стремление помочь девочкам, уступить место; у девочек- скромность, заботу о других.
9. «Дружба» -Закрепить представление о понятии: «дружба». Учить анализировать свои поступки и поступки других.
Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:
- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;
- в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.